МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 14 июня 2007 г. N 0100/6103-07-32
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО-КАРАНТИННОГО КОНТРОЛЯ
Санитарная охрана территории Российской
Федерации является неотъемлемой частью общегосударственных мероприятий,
направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
населения Российской Федерации.
Одной из составляющей санитарной охраны
территории является организация санитарно-карантинного контроля в пунктах
пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Во исполнение Постановления Правительства
Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 312 "О паспортах пунктов пропуска
через Государственную границу Российской Федерации" Роспотребнадзором во
всех субъектах Российской Федерации проведена паспортизация пунктов пропуска
через Государственную границу Российской Федерации, в которых осуществляется
санитарно-карантинный контроль.
Управления Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации приняли участие в паспортизации 361 пункта пропуска из 448
установленных. В 32 субъектах Российской Федерации управления Роспотребнадзора
принимали участие в составлении только тех паспортов пунктов пропуска, где
обеспечивается санитарно-карантинный контроль. В паспортах пунктов пропуска,
представленных управлениями Роспотребнадзора по Республике Карелия,
Архангельской, Мурманской, Курской, Московской, Курганской, Челябинской,
Камчатской областям, г. Санкт-Петербургу, г. Москве, Хабаровскому краю,
отсутствуют технологические схемы, протоколы межведомственных комиссий.
По итогам паспортизации
санитарно-карантинный контроль осуществляется в 277 пунктах пропуска, из них в
автомобильных пунктах пропуска - 103, воздушных пунктах пропуска - 67, морских
(речных, озерных) - 72, железнодорожных - 35. Из 277 пунктов пропуска характер
работы в 14 - сезонный, 7 работают по временной схеме, остальные - круглосуточно.
Штатная численность сотрудников
санитарно-карантинных пунктов - 1109, из них занятых - 1035; в том числе в
автомобильных пунктах пропуска - 334 (322), в воздушных пунктах пропуска - 317
(268), морских (речных, озерных) - 313 (302), железнодорожных - 145 (143).
Не укомплектованы кадрами
санитарно-карантинные пункты управлений Роспотребнадзора в Республиках Карелия,
Саха (Якутия), г. Москве, Астраханской, Калининградской, Камчатской областях,
Краснодарском крае. Более 80% сотрудников санитарно-карантинных пунктов (СКП)
со средним образованием.
В результате паспортизации установлено,
что более 50% служебных помещений, предоставляемых администрацией пунктов
пропуска специалистам СКП, не соответствуют по площади нормативам. Только 88
санитарно-карантинных пунктов пропуска располагают автомобилями, 133 -
компьютерной техникой, 19 - оборудованием для дистанционного выявления
температуры тела (тепловизорами), 7 - инфракрасными термометрами.
Обращает на себя внимание слабое
оснащение СКП. Только треть СКП оборудованы оргтехникой. Введение
информационной интегрированной системы пропуска в пунктах пропуска не позволит
должным образом обеспечить санитарно-карантинный контроль в субъектах
Российской Федерации. Приказом Роспотребнадзора от 18 сентября 2006 г. N 320
утверждены Регламенты оснащения санитарно-карантинных пунктов в пунктах
пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
В ходе проведения паспортизации
установлено также, что проведение санитарно-карантинного контроля
осуществляется на границе с Белоруссией в железнодорожных пунктах пропуска
(ПСКП) "Рославль", "Смоленск" в Смоленской области,
"Невель" в Псковской области, а также "Брянск-Орловский",
"Брянск-Льговский", "Унеча" в Брянской области.
Деятельность указанных ПСКП осуществляется без правовой основы.
С введением новых правил проезда
транзитного автотранспорта через территорию Белоруссии резко увеличился
грузопоток на границе со странами Евросоюза. В сложившейся ситуации,
направленной на ускорение оформления и пропуска грузового транспорта, имеющаяся
штатная численность сотрудников СКП ведет к ослаблению санитарно-карантинного
контроля за пассажирскими перевозками.
Острая нехватка кадров ощущается в
управлениях Роспотребнадзора по Псковской и Ленинградской областям.
По данным статистической формы N 28-06
"Сведения о мероприятиях по санитарной охране территории Российской
Федерации, о санитарно-эпидемиологическом состоянии транспортных средств и
объектов транспортной инфраструктуры за 2005 - 2006 гг." в пунктах
пропуска через государственную границу в 2006 г. было досмотренных транспортных
средств - 922098 (2005 г. - 874677), в том числе прибывших из стран,
неблагополучных по карантинным заболеваниям, - 98120 (2005 г. - 89024).
На 256 (2005 г. - 181) транспортных
средствах были выявлены больные или лица с подозрением на инфекционное
заболевание, из них: на морских судах - 17,4%, речных - 3,1%, воздушном
транспорте - 21,0%, на железнодорожном транспорте - 34%.
Число досмотренных партий груза в 2006
году составило 793671, из них число партий груза, ввоз которых запрещен или
временно приостановлен, составило 54378, что составляет в целом по Российской
Федерации 6,85%, вместе с тем в морских портах Калининградской области и
Краснодарского края этот показатель 97,62 и 97,17% соответственно. Высокий
удельный вес приостановленных к ввозу партий груза через государственную
границу на автодорожных переходах в Новосибирской области (99,38%) и Алтайском
крае (100%). Основной причиной явилось отсутствие документов на ввозимый груз.
Не в полном объеме выполняются функциональные обязанности сотрудниками СКП по
г. Москве в отношении санитарно-карантинного контроля грузов. Из 654
досмотренных по прибытию в морские порты Ленинградской области грузовых морских
судов число досмотренных партий грузов - 69. В Республике Бурятия досмотр
грузов не проводился на автомобильных переходах.
Число зарегистрированных больных или лиц
с подозрением на инфекционное заболевание в 2006 г. составило 223, из которых
пассажиров - 157, с подозрением на особо опасные инфекционные заболевания (ООИ)
- 14 (2005 г. - 274, из которых пассажиров - 211, с подозрением на ООИ - 4).
Наибольшее количество выявленных больных - в Калининградской области и на
железнодорожном транспорте.
Обследовано в 2006 году лиц на
инфекционное заболевание 23845, из них диагноз подтвержден у 77 (2005 г. -
12904, из них диагноз подтвержден - 59).
Число контактных в 2006 г. лиц составило
3131, из которых обследовано 793 (2005 г. - 2035, из которых обследовано 520).
Количество транспортных средств, на
которых были проведены дезинфекционные мероприятия, составило 16181, из них
дезинфекция проведена на 13312 транспортных средствах, дезинсекция - 1580,
дератизация - 1289 (2005 г. - 11084, из них 9744, 1213, 1711 соответственно).
В 2006 году выдано 4865 свидетельств о
дератизации/об освобождении от дератизации и 36 свидетельств о применении к
транспортному средству санитарных мер (2005 г. - 4613 свидетельств о
дератизации/об освобождении от дератизации и 30 свидетельств о применении к
транспортному средству санитарных мер).
В целях совершенствования мероприятий по
осуществлению контроля в пунктах пропуска Правительством Российской Федерации
Постановлением от 29 апреля 2005 г. N 268-21 утверждена Федеральная целевая
программа "Государственная граница Российской Федерации (2003 - 2010
годы)", в которой Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека является одним из государственных
заказчиков. Программой, начиная с 2007 года, предусмотрено выделение финансовых
средств на обустройство и создание условий для осуществления
санитарно-карантинного надзора в 163 санитарно-карантинных пунктах пропуска и
21 ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской
Федерации.
Финансовые средства будут направлены на
приобретение оборудования для дистанционного выявления лиц с повышенной
температурой тела, дозиметров, оргтехники, автотранспорта, оборудования для
оснащения лабораторий ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", обеспечивающих
деятельность СКП.
В целях упорядочения работы в пунктах
пропуска через государственную границу Приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2006 г. N 893 утвержден
Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по осуществлению санитарно-карантинного
контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации
(Приказ Минздравсоцразвития от 31.12.2006 N 893). Данный регламент согласован с
федеральными органами исполнительной власти, одобрен Правительственной
комиссией по проведению административной реформы и зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 19.01.2007, регистрационный N 8803.
Им определен исчерпывающий перечень организаций в пункте пропуска, постоянное
взаимодействие которых приведет к эффективному исполнению государственной
функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля.
Целью внедрения Административного
регламента является оптимизация и совершенствование мероприятий по санитарной
охране территории. Регламент определяет сроки и последовательность действий
(административные процедуры) органов Роспотребнадзора при осуществлении
санитарно-карантинного контроля, порядок взаимодействия между его структурными
подразделениями и должностными лицами, а также с другими федеральными органами
исполнительной власти и организациями при исполнении государственных функций.
Задачи, на решение которых направлено внедрение данного документа:
1. Устранение избыточных административных
процедур и избыточных административных действий.
2. Рациональное использование сил и
средств учреждений Роспотребнадзора при обеспечении эффективного
санитарно-карантинного контроля.
3. Предупреждение завоза на территорию
Российской Федерации не только недоброкачественных товаров и грузов, но и
продукции сомнительного или неустановленного качества.
4. Установление персональной
ответственности должностных лиц за соблюдение требований Административного
регламента и показателей эффективности исполнения государственной функции по
санитарно-карантинному контролю.
В целях реализации Федерального закона от
30.12.2006 N 266-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в
пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации"
федеральными органами исполнительной власти подготовлены проекты постановлений
Правительства Российской Федерации, направленные на совершенствование
деятельности контрольных органов в пунктах пропуска через Государственную
границу Российской Федерации.
Роспотребнадзором подготовлен проект
Постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении порядка
определения перечней пунктов пропуска через Государственную границу Российской
Федерации, специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию
Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных
веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, пищевых
продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами". В
настоящее время с учетом поступивших замечаний от федеральных органов
исполнительной власти проект направлен на дальнейшее согласование.
Учитывая вышеизложенное и в целях
совершенствования организации санитарно-карантинного контроля в пунктах
пропуска через Государственную границу Российской Федерации, руководителям
управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по
железнодорожному транспорту необходимо:
1. Обеспечить реализацию:
- Федерального закона от 30 декабря 2006
г. N 266-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в
пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации";
- Постановления Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 11.05.2007 N 27 "О введении в
действие Международных медико-санитарных правил (2005 г.)"
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2007 г., N
9575).
2. Осуществлять взаимодействие с
федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль в пунктах
пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
3. Обеспечить осуществление мероприятий
по санитарной охране территории в соответствии с Административным регламентом
Роспотребнадзора по исполнению государственной функции по осуществлению
санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную
границу Российской Федерации (Приказ Минздравсоцразвития от 31.12.2006 N 893).
4. Принять меры по укомплектованию
штатами санитарно-карантинных пунктов в пунктах пропуска через Государственную
границу Российской Федерации.
5. Завершить техническое оснащение
санитарно-карантинных пунктов в пунктах пропуска через Государственную границу
Российской Федерации в соответствии с Регламентом оснащения
санитарно-карантинных пунктов (Приказ Роспотребнадзора от 18.09.2006 N 320).
Информацию о проделанной работе
представить в Роспотребнадзор по электронной почте и на бумажном носителе в срок
до 1 октября 2007 года.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО