МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 20 июня 2007 г. N 0100/6202-07-32
О НАДЗОРЕ ЗА НАПИТКАМИ, СОДЕРЖАЩИМИ ТОНИЗИРУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека направляет для сведения и
использования в работе аналитическую информацию, подготовленную Национальным
фондом защиты потребителей, о результатах независимой сравнительной экспертизы
напитков безалкогольных, содержащих тонизирующие компоненты, реализуемые на
потребительском рынке России и г. Москвы.
Учитывая актуальность изложенной
проблемы, Роспотребнадзор считает необходимым в рамках контроля выполнения
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 19.01.2005 N 2 "Об усилении надзора за напитками, содержащими
тонизирующие компоненты" продолжить проведение соответствующих контрольно-надзорных
мероприятий в субъектах Российской Федерации и при наличии оснований, в том
числе при подтверждении в установленном порядке нарушений обязательных
требований, отмеченных в материалах Национального фонда защиты потребителей,
принимать меры административного воздействия в соответствии с действующим
законодательством в рамках компетенции Роспотребнадзора.
Заместитель Руководителя
Л.П.ГУЛЬЧЕНКО
ИНФОРМАЦИЯ
НАЦИОНАЛЬНОГО ФОНДА ЗАЩИТЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
О РЕЗУЛЬТАТАХ НЕЗАВИСИМОЙ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
НАПИТКОВ БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ, СОДЕРЖАЩИХ ТОНИЗИРУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ,
РЕАЛИЗУЕМЫХ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ РОССИИ И Г. МОСКВЫ
За последние 7 - 8 лет на потребительском
рынке России наблюдается бурный рост объема продаж и расширение ассортимента
безалкогольных напитков, содержащих специальные тонизирующие компоненты,
которые в обиходе называются "энергетическими" (по состоянию на 1
января 2007 г. общее количество брэндов таких напитков приблизилось к 100).
Согласно оценкам экспертов фонда объем российского рынка безалкогольных
"энергетических" напитков в 2005 году превысил 6,0 млн. литров,
планируемый прирост в 2006 - 2007 годах - 20 - 25%. В общем объеме продаж
безалкогольных напитков в России "энергетические" напитки по разным
оценкам составляют незначительную долю - около 2%. Сегодня рынок безалкогольных
"энергетических" напитков России переживает период роста и
становления, когда наряду с признанными производителями этого пищевого
продукта, транснациональными компаниями - Ред Булл, Пепсико холдинг Кока-Кола,
укрепляют свои позиции отечественные предприятия - Хэппилэнд, Ост-Аква, Балтика
и другие. По имеющимся данным за 2005 год именно вышеперечисленные компании
сформировали 70% всего рынка безалкогольных "энергетических" напитков
России, в 2006 году ситуация изменилась незначительно.
Среднестатистический россиянин потребляет
чуть больше 0,2 банки (1 банка - 250 мл) "энергетических" напитков в
год. Лидирующие позиции на рынке безалкогольных "энергетических"
напитков в мире занимает Австрия, где потребляют в год по 15 банок на человека.
По итогам проведенных фондом опросов каждый четвертый потребитель в России
никогда их не пробовал и даже не знает о таком продукте. Разумеется, у
определенных категорий потребителей существует интерес к данной продукции,
продающейся легально, они хотят знать, что это за напитки, в чем их достоинства
и безопасны ли они для здоровья. Обращения потребителей в фонд по данным
вопросам в основном исходят от родителей подростков и молодежи в возрасте 13 -
27 лет, посещающих ночные клубы и дискотеки, водителей международных и
междугородных маршрутов, проводников РЖД, спортсменов, сотрудников охранных
предприятий, рядового и младшего командного состава органов МВД РФ.
Несмотря на то, что безалкогольные
напитки, содержащие специальные тонизирующие компоненты только начинают
завоевывать внимание потребителей, их обороту уже уделено немало внимания со
стороны СМИ, а также органов государственных власти, в том числе
Государственной Думы ФС РФ.
19 января 2005 года было подписано
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
N 2 "Об усилении надзора за напитками, содержащими тонизирующие
компоненты", в котором была предпринята первая попытка со стороны уполномоченного
федерального органа государственной власти проанализировать ситуацию,
складывающуюся на рынке "энергетических" напитков и обозначить меры
дальнейшего совершенствования безопасного производства и оборота продукции под
условным названием "безалкогольные энергетические напитки".
Действующие в настоящее время в России
требования к напиткам безалкогольным "энергетическим" косвенно
изложены в следующих основных документах:
- Федеральный закон "О техническом
регулировании";
- Федеральный закон "О защите прав
потребителей";
- Федеральный закон "О качестве и
безопасности пищевых продуктов";
- Федеральный закон "О
рекламе";
- Федеральный закон "О
санитарно-гигиеническом благополучии населения";
- документы, определяющие порядок
проведения государственной регистрации специализированных продуктов питания;
- ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты
пищевые. Информация для потребителя. Общие требования";
- СанПин 2.3.2.1078-01
"Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых
продуктов";
- Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации N 2 "Об усилении надзора за
напитками, содержащими тонизирующие компоненты" от 19.01.2005 (имеет
рекомендательный характер);
- законодательные акты ЕС, отдельных
стран, регламентирующих требования к составу и маркировке энергетических
напитков (имеют информационный характер);
- МР 2.3.1.1915-04. Методические
рекомендации "Рекомендуемые уровни потребления пищевых и биологически
активных веществ";
- ГОСТ Р 52409-2005 "Продукция
безалкогольного и слабоалкогольного производства. Термины и определения".
Безалкогольные "энергетические"
напитки, которые являются предметом экспертизы, относятся к безалкогольным
напиткам специального назначения (см. приложение N 1 - не приводится). В ГОСТ Р
52409-2005 они определены следующим образом: "Безалкогольные напитки,
содержащие физиологически ценные, безопасные для здоровья, имеющие точные
физико-химические характеристики ингредиенты, свойства которых определены и
научно обоснованы. Примечание: напитки могут быть витаминизированными,
тонизирующими, для спортсменов, изотоническими, диабетическими и другими".
Конкретного упоминания
"энергетических" или "тонизирующих" безалкогольных
напитков, закрепления терминов и определений, классификации, требований к
сырью, готовой продукции, ее производству и обороту, маркированию и
этикетированию не содержится ни в одном законодательном, подзаконном акте либо
нормативно-техническом документе федерального уровня. Это означает, что данная
продукция должным образом не оформлена законодательно, внесена в
государственный реестр частично, не имеет соответствующих кодов ОКП, и,
соответственно, не налажена ее четкая статистическая отчетность. То есть мы
имеем дело с сегментом рынка, в котором трудно идентифицировать и проверить
произведенную продукцию, поскольку ее производство и оборот не урегулированы
современными законодательными и нормативными документами.
Все вышеизложенное явилось основанием для
проведения независимой сравнительной экспертизы так называемых
"энергетических" напитков, инициированной фондом.
Цель проекта - определение слабых звеньев
в сфере защиты потребителей данной продукции, основных добросовестных
производителей и поставщиков безалкогольных "энергетических" напитков
на потребительском рынке России, соответствия выпускаемой ими продукции
имеющимся требованиям качества и безопасности, а также сложившимся правилам
оборота безалкогольных, так называемых "энергетических" напитков
федеральному законодательству, актуальной нормативно-технической базе, практике
продажи подобного рода продуктов в странах ЕС и в мире.
Основной задачей было определение
безопасности продаваемой продукции, ее качества, сырьевого состава,
физиологической полноценности и идентификации заявленному названию
"энергетический". При реализации проекта анализировалась системная
информация по выявлению барьеров выхода на рынок отечественных и зарубежных
производителей, причин высокого уровня издержек оборота, особенностей
ассортимента, недостатков контроля качества и сертификации, а также вопросам
классификации представленной продукции и достоверности информации для
потребителей в части происхождения товара, применения, состава, условий
хранения и т.п.
Порядок организации проводимой фондом
независимой экспертизы выглядел следующим образом:
1. Идентификация присутствующих на рынке
РФ безалкогольных напитков, в названии которых имеется информация
"энергетический напиток".
2. Отбор образцов идентифицированных
безалкогольных напитков для проведения анализа и экспертной оценки.
3. Анализ отобранных образцов напитков в
нескольких лабораториях по показателям их безопасности и показателям качества,
в соответствии с утвержденным техническим заданием. Оформление протоколов
испытаний согласно действующим требованиям органов власти РФ.
4. Экспертная оценка полученных
результатов анализов, с точки зрения их соответствия требованиям действующего
законодательства, информации, приведенной на этикетке напитков, параметрам
функциональности, которым должны соответствовать безалкогольные напитки,
относящиеся к ассортименту так называемых "энергетических напитков".
5. Экспертная оценка соответствия
информации для потребителей на упаковке напитков требованиям действующего
законодательства РФ.
6. Наличие проведения государственной
регистрации и разрешений на производство энергетических напитков,
присутствующих на рынке.
7. Подготовка экспертных заключений по
результатам экспертизы.
8. Подготовка, передача и направление
соответствующих предложений органам исполнительной власти по повышению качества
и безопасности производства и оборота энергетических напитков на
потребительском рынке России, обеспечению роста индексов потребительского
доверия к ним, определение мер по информационно-просветительской работе с
потребителями безалкогольных энергетических напитков в России и странах СНГ.
К участию в проекте были приглашены
ведущие производители безалкогольных "энергетических" напитков,
заинтересованные в решении проблем, имеющих место в этом сегменте
потребительского рынка, товарные знаки и брэнды которых известны широкому кругу
покупателей. Целесообразность независимой экспертизы по линии фонда нашла
поддержку у руководителей ООО "ПепсиКо Холдингс", ООО "Ред
Булл", ООО "Кока-Кола Эйч-Би-Си Евразия", ООО
"Хэппилэнд", ЗАО "ОСТ-АКВА" и др. Кроме крупнейших
товаропроизводителей, проект фонда поддержан рядом государственных федеральных
и региональных структур.
На первом этапе работ Национальный фонд
защиты потребителей провел несколько совещаний экспертов фонда и наблюдателей
от товаропроизводителей по обсуждению содержания и организации экспертизы,
согласованию положений технического задания и методологических особенностей
выполнения экспертных исследований напитков "энергетических". Была
сформирована Комиссия по отбору образцов названных напитков в розничной
торговле из числа экспертов, приглашенных фондом. Помимо экспертов в качестве
наблюдателей при отборе и закупке образцов с целью соблюдения требований
законодательства России приняли участие представители товаропроизводителей.
В результате проведения маркетинговых
исследований Национальный фонд защиты потребителей организовал проведение отбора,
закупки, а затем проверки продукции следующих, наиболее широко представленных
на потребительском рынке, брэндов и торговых марок:
1. "Адреналин Раш" (Adrenaline
Rush)
ООО "Мегапак", 142700, МО,
Ленинский район, г. Видное, ОАО "ВЗ ГИАП", кор. 452, для ООО
"ПепсиКо Холдингс", 141580, МО, Солнечногорский район, территория СЭЗ
"Шерризон", стр. 1.
2. "Ред Булл (Рус)" (Red Bull)
"Red Bull GmbH", Am Brunnen 1, A-5330 Fuschl am See, Austria
ООО "Ред Булл", 121029, Москва,
Смоленская пл., д. 3, офис 766.
3. "БЕРН" (BURN)
ООО "Кока-Кола Эйч-Би-Си
Евразия", 603032, г. Нижний Новгород, ул. Баумана, 66.
4. "Ред Девил" (Red DEVIL)
ООО "Хэппилэнд" 105062, г.
Москва, ул. Покровка д. 28, стр. 2.
5. "ТРАНС" "DOCAN Sp.
Z.o.o.", 92-518, г. Лодзь, ул. Техническая, д. 16/18.
6. "Клюква плюс травы" (Костя
Дзю)
ЗАО "ОСТ-АКВА", 142432, МО,
Ногинский р-он, г. Черноголовка, проезд Третий, 16.
7. "БУМ" ЗАО
"ОСТ-АКВА", 142432, МО, Ногинский р-он, г. Черноголовка, проезд
Третий, 16, для ООО "Солтейн".
8. В-52 "Бавария Н.В.", г. Лисхоуд,
Нидерланды.
9. "Залп"
Специально для торговой сети
"Перекресток" Krynica Vitamin Sp. Z.o.o., 03-202, Warszawa, ul
Wysockiego, 51; ООО "Виланта", 112162, г. Москва, ул. Мытная, д. 13,
стр. 1.
10. Dynamic
(Австрия) Генеральный импортер: ООО
"Вистатрейд", 107392, Москва, ул. Просторная, 6.
11. NR'Ja
Компания GIB. Лотте Чипсунг Беверанж Ко
Лтд, 137-030, Сеул, Ю. Корея Представитель в Москве ГК "Русская
традиция".
12. HYPE ENERGY
Производитель: Голландия; импортер: ООО
"Экотек-РАУ", Москва, пр. Мира, 119.
13. "PEPSI-X" (Энергетическая
кола)
ООО "Пепси Интернешенел Боттлерс
(Самара)", 443048 г. Самара, Красная Глинка.
14. "XTS"
Австрия, ХТС, Est. РОВ FL-9493 Mauren.
Эксклюзивный распространитель: SIA "Avers centrs", Рига, Латвия.
15. "M1"
Голландия, DIS BV Sittard. Предст. в России "Энержи Лайн", 191015, ул. Кавалергардская,
21.
16. "FLASH"
ОАО "ПИКРА", Красноярск, ул. 60
лет Октября, 90.
Вопросы выбора точек отбора и закупки
"энергетических" напитков решался фондом с учетом жалоб и обращений
потребителей. В итоге были выбраны следующие торговые предприятия:
1. ООО "РАМСТОР" по адресу:
Москва, Овчинниковский пер., д. 16.
2. ОАО "Седьмой континент" по
адресу: Москва, ул. Татарская, д. 30.
3. ЗАО "ТД "Перекресток" по
адресу: Москва, ул. Зеленодольская, д. 40.
4. ЗАО "Валенс Актив" по
адресу: Москва, Волгоградский пр., д. 119а.
5. ООО "НЯМ-НЯМ" по адресу:
Москва, Овчинниковская наб., д. 22/24.
6. ПБОЮЛ "Фролова Г.М." по
адресу: Москва, Пятницкий пер., 4.
7. ЗАО "Торговая сеть
"Остров" по адресу: Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 42, стр. 1.
8. ООО "ПФ "БОРЕХ" по
адресу: Москва, ул. Ореховый бульвар, 56.
9. ООО "Галерея М-ТЕКС" по
адресу: Москва, ул. Новокузнецкая, д. 19Б.
10. ПБОЮЛ "Новохацкий В.М." по
адресу: МО, г. Лыткарино, ул. Песчаная, 4.
11. Фирма "ОНЕГА-97" по адресу:
С-Петербург, пр-т Добролюбова, 20, к. 1, лит. А.
Отбор образцов проводился комиссией в
составе 10 специалистов в соответствии с действующим законодательством России,
а также статьей 45 ФЗ "О защите прав потребителей".
Было отобрано 76 образцов 16 торговых
марок 14 крупных товаропроизводителей. При покупке товар сопоставлялся с
товарно-сопроводительными документами и сертификатами соответствия. Все
отобранные образцы оплачены фондом в установленном порядке, соответствующим
образом упакованы, о чем составлены протоколы, оперативно доставлены в
лаборатории, в том числе в ГУ НИИ питания РАМН и переданы по акту
уполномоченным лицам для проведения экспертизы по договору с фондом. Экспертиза
проводилась в соответствии с предварительно согласованным техническим заданием
в течение 47 дней. Наряду с головным научным центром дополнительные
сличительные испытания проводились в ООО "ИЛ ТЕСТ - ПУЩИНО", АНО
"СОЮЗЭКСПЕРТИЗА" ТПП РФ, ЗАО "РОСТЕСТ" (Москва).
Комплексные экспертные работы проводились
по следующим основным направлениям:
показатели безопасности:
- показатели химической безопасности:
кофеин;
- нормируемые пищевые добавки
(красители);
показатели качества продукции:
- органолептические показатели (вкус,
запах, внешний вид);
- содержание сухих веществ (углеводов);
содержание биологически активных веществ
<*>:
- таурин;
- глюкуронолактон;
- витамины (С, А, Е, группа В);
- прочие биологически активные вещества.
--------------------------------
<*> В соответствии с информацией на
упаковке.
В процессе отбора образцов и при анализе
информации на упаковках и этикетках отобранных образцов стало очевидно, что в
обороте на потребительском рынке России одновременно находятся одинаковые
продукты с разными этикетками. Это объясняется тем, что проведение экспертизы
совпало с периодом приведения добросовестными товаропроизводителями информации
для потребителей на этикетках в соответствии с Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ N 2 от 19.01.2005. По таким фактам, если
отобран продукт со старой этикеткой, а товаропроизводитель на момент экспертизы
уже перерегистрировал продукт в соответствии с новыми требованиями или
рекомендациями, или начал производство и реализацию напитков с новой этикеткой,
дается дополнительная информация.
Выводы по результатам основных экспертиз
скорректированы с учетом дополнительных экспертных (сличительных) испытаний и
приводятся ниже:
1. Из-за отсутствия законодательной базы
и системной нормативно-технической документации, определяющей комплексно все
требования к безопасности и качеству, к сырью и производству так называемых
"энергетических" напитков невозможно в полной мере оценить
физиологический эффект напитка, заявленное "специальное" качество
всех отобранных в торговой сети "энергетических" напитков, а также
меру их безопасности.
2. По показателям безопасности
соответствуют - заявленному на этикеточных надписях (в пределах погрешности
метода определения) по содержанию кофеина образцы:
"Адреналин Раш", "Ред
Булл", "БЕРН", "Ред Девил", "БУМ",
"Клюква плюс травы" (Костя Дзю), "HYPE ENERGY",
"В-52", "Залп", "Dynamic", "PEPSI-X", "XTS",
"М1", "FLASH".
Содержание кофеина в вышеперечисленных
напитках (за исключением "БУМ" и "PEPSI-X") составляет
около 30,0 мг/100 мл. Содержание кофеина в "БУМ" - 17,48 мг/100 мл
при заявленном 20,0 мг/100 мл, в "PEPSI-Х" - 14,17 мг/100 мл при
отсутствии на этикетке количественного состава кофеина и других тонизирующих
компонентов.
3. Соответствуют показателям безопасности
- требованиям СанПиН 2.3.2.1293-03 "Гигиенические требования по применению
пищевых добавок" по содержанию консервантов и красителей все представленные
на экспертизу образцы напитков.
4. Соответствуют декларированному составу
по результатам исследования содержания таурина, инозита и пищевых красителей
образцы напитков: "Адреналин Раш", "Ред Булл", "Ред
Девил", "БУМ"., "ТРАНС", "Клюква плюс травы"
(Костя Дзю), "HYPE ENERGY", "В-52", "Залп",
"Dynamic", "PEPSI-X", "XTS", "M1".
5. Не соответствует заявленному на
этикетке названию "энергетический" образец напитка "NR'Ja",
в составе которого декларировано использование экстракта гуараны. Эксперты
обнаружили всего 3,05 мг кофеина на 100 мл продукта и отсутствие иных
тонизирующих веществ. Таким образом, напиток "NR'Ja" не может
рассматриваться как "энергетический" напиток из-за низкого содержания
кофеина.
6. Содержание инозита в образце напитка
"Ред Булл" - 31,0 мг/100 мл, "БЕРН" - 15,0 мг/100 мл,
"NR'Ja" - 23,0 мг/100 мл, что превышает 5% от рекомендуемого уровня
потребления (согласно МР 2.3.1.1915-04 адекватный уровень потребления инозита
составляет 500 мг/сутки) и при использовании единичной упаковки продукта
(одноразовой порции) согласно приложению 14 СанПиН 2.3.2.1078-01 по
рекомендации экспертов ГУ НИИ питания РАМН его необходимо декларировать на
этикетках количественно.
7. В образце напитка "HYPE
ENERGY" обнаружены панаксозиды, индикаторные вещества, указывающие на
использование в составе продукта ингредиента, содержащего женьшень. Содержание
панаксозидов (мг/100 г) в "HYPE ENERGY" - 1,28, что превышает 5% от
рекомендуемого уровня потребления (согласно МР 2.3.1.1915-04 адекватный уровень
их потребления составляет 5 мг/сутки, верхний допустимый уровень потребления -
30 мг/сутки) при использовании единичной упаковки продукта (одноразовой порции)
и согласно приложению 14 СанПиН 2.3.2.1078-01 его необходимо декларировать на
этикетках количественно.
8. Несоответствие между заявленным и
обнаруженным содержанием витаминов выявлено в следующих образцах:
"Ред Девил" - Витамин С, мг/
100 мл - обнаружено 23,7, декларировано - 32;
витамин В2, мг/ 100 мл - обнаружено 1,24,
декларировано - 0,6;
витамин В6, мг/100 мл - обнаружено 1,2,
декларировано - 0,8;
"Костя Дзю Клюква + Травы" -
Витамин В6, мг/ 100 мл - обнаружено 0,2, декларировано - 0,36;
"БУМ" - Витамин С, мг/ 100 мл -
обнаружено 1,41, декларировано - 3,69;
"HYPE ENERGY" - Витамин С,
мг/100 мл - обнаружено 1,74, декларировано - 6,6;
"В-52" - Витамин С, мг/ 100 мл
- не обнаружено, декларировано - 20,00;
витамин В6, мг/100 мл - обнаружено 1,8,
декларировано - 0,66.
Таким образом, в 5 из 16 представленных
на исследование напитков наблюдались расхождения между декларированным
количественным содержанием витаминов и определенным в результате лабораторных
исследований.
9. Ряд товаропроизводителей не следуют
рекомендациям ГУ НИИ питания к упаковке (250 и 330 мл). Следующие образцы
выпускаются в упаковках большего объема: "Адреналин Раш", "Ред
Девил" - объемом 500 мл, "Flash" - 1,0 л.
Таким образом, в образцах напитков
"Адреналин Раш", "Ред Девил" объемом по 500 мл находится
суточная доза кофеина.
А в образце напитка "Flash",
выпускаемом в бутылках объемом 1 л, содержится кофеина 216 - 264 мг при
рекомендуемом допустимом уровне его потребления 150 мг в сутки, что делает его
небезопасным для потребителей.
10. Оформление этикетки следующих
образцов не соответствуют ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация
для потребителя. Общие требования", р. 3; 4 (п. 4.16):
- на потребительской таре образца HYPE
ENERGY основная информация, в том числе предупредительная надпись, даны на
английском языке, информация на русском языке минимальна; на образце напитка
"В-52" не указано на русском языке содержание кофеина; на образце
напитка "NR'Ja" не вся информация приводится на русском языке
(нарушение п. 3.3 ГОСТ Р 51074-2003 и ст. 46 ФЗ "О техническом
регулировании");
- не указано количественное содержание
ингредиентов на этикетках напитков "БЕРН", "PEPSI-X";
- не указано точное значение
количественного содержания кофеина на этикетках напитков: "БЕРН",
"PEPSI-X", "FLASH";
- нет даты розлива на банке напитка:
"БЕРН";
- не конкретизирован температурный
интервал для хранения напитка на банке напитка "БЕРН" - запись
"хранить в сухом и прохладном месте" не конкретна;
- текст предупредительной надписи на
этикетках продуктов не соответствует Постановлению N 2 Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.01.2005 "Об
усилении надзора за напитками, содержащими тонизирующие компоненты" в
следующих образцах: "БЕРН", "В-52", "М1",
"XTS", "NR'Ja", "Dynamic", "Залп",
"HYPE ENERGY", "FLASH";
- не указан % рекомендуемой суточной дозы
потребления витаминов в образцах напитков: "FLASH", "M1",
"HYPE ENERGY";
- не указана рекомендуемая суточная доза
потребления напитка в образцах: "БУМ", "БЕРН",
"FLASH", а на образце "Ред Девил" - указано употребление -
не более 3-х банок при рекомендованной одной. В ходе экспертизы компания
"Хэппилэнд" привела этикетку продукта "Ред Девил" в
соответствие с требованиями надзорных органов и рекомендациями ученых ГУ НИИ
питания РАМН, и в настоящее время в торговом обороте продукты "Ред
Девил" с новой этикеткой, к которой замечаний нет;
- использована недостоверная информация,
в том числе о неподтвержденных свойствах продуктов, и вводящая в заблуждение
потребителей на этикетках напитков: "М1", "Залп". Имеются
ввиду такие надписи: "повышает работоспособность, концентрацию внимания,
скорость реакции, бдительность, поднимает настроение" и т.п.;
- напиток "NR'Ja" - не
соответствует названию "безалкогольный энергетический напиток",
поскольку содержит в своем составе 3,05 мг/100 мл кофеина при отсутствии иных
тонизирующих ингредиентов.
В процессе отбора образцов комиссией был
куплен напиток "Транс". Эксперты обратили внимание на информацию,
вынесенную на этикетку, о заявленных свойств продукта - "вызывает эйфорию,
длящуюся до 1,5 часов, снимает депрессию, вызывает прилив жизненной энергии"
(требует подтверждения, как это предусмотрено ст. 5, п. 3 (2), Федерального
закона N 38-ФЗ "О рекламе"). Анализ информации, вынесенной на
этикетку, и ее соотнесение с выводами лабораторных исследований подтвердили,
что напиток "Транс" не является "энергетическим" напитком,
т.к. не содержит тонизирующие компоненты, которые могли бы отразиться на
физиологическом состоянии человека. В настоящее время этикетка на напитке
"Транс" изменена и информация "вызывает эйфорию, длящуюся до 1,5
часов, снимает депрессию, вызывает прилив жизненной энергии" снята с
этикетки.
В обороте также находился и был отобран
напиток "PEPSI-X" с надписью "Энергетическая Кола" и с
информацией, что это "энергетический" напиток. Однако он тоже не
может быть отнесен к "энергетическим" напиткам, т.к. содержит
тонизирующие компоненты в незначительном количестве. После выхода Постановления
Главного государственного врача N 2 от 19.01.2005 содержание информации на
данном напитке приведено в соответствие с действующим законодательством, слово "энергетическая"
из названия убрали.
11. В соответствии с ФЗ "О качестве
и безопасности пищевых продуктов" и принятым в его развитие Постановлением
Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 988 "О государственной
регистрации новых пищевых продуктов, материалов, изделий", Постановлением
Правительства Российской Федерации от 04.04.2001 N 262 "О государственной
регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность
для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию
Российской Федерации" напитки "энергетические" подлежат
государственной регистрации. Реестр продукции, прошедшей государственную
регистрацию, является общедоступным и вывешен на сайте Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которой
делегированы функции по госрегистрации. Из шестнадцати отобранных образцов в
реестре не удалось найти четыре: М1, HYPE ENERGY, XTS, DYNAMIC. То есть их
продажа незаконна. Следует отметить большое количество зарегистрированных, но
не представленных на потребительском рынке России "энергетических"
напитков. Причины сдерживания их производства, по мнению экспертов фонда, не
всегда диктуются объективными обстоятельствами и преследуют различные цели.
Например, напиток мелькает в рекламных роликах, а реально под этим названием
продается водка.
ВЫВОДЫ И
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. В России отсутствует должная правовая
и нормативно-техническая база, которая бы системно и в полной мере обеспечила
качество, требуемый уровень безопасности, право потребителей на информацию при
производстве так называемых "энергетических" безалкогольных напитков.
По показателям безопасности товаропроизводители ориентируются на действующие
требования к безалкогольным напиткам, в которых не учтены особенности напитков
безалкогольных с использованием специальных тонизирующих компонентов. Часто
товаропроизводители не указывают в наименовании продуктов, что это напитки
специального назначения. Надзорными органами России предпринимались попытки
выработать ряд требований к "энергетическим" напиткам, но они носят в
соответствии с законодательством России рекомендательный характер, не влекут за
собой административных и прочих мер и ответственности товаропроизводителей, и
зачастую ими исполняются формально.
Отсутствуют термины и определения
исследуемых продуктов, не определены их идентификационные признаки, нет
классификации и в связи с этим не урегулированы процедуры проникновения на
рынок и государственного учета, не обеспечена четкая регистрация продукта,
размыты правила подтверждения их безопасности. Все это в итоге влечет большие
издержки, порождает действия неправового характера, в том числе статистическую
отчетность, явно не соответствующую реальной ситуации в сфере производства,
поставок и торгового оборота данного вида продукции.
Наблюдаются существенные разногласия в
достижении соглашения в данном правовом поле заинтересованных сторон:
товаропроизводителей, федеральных органов власти, потребителей - что сдерживает
цивилизованное развитие данного сегмента рынка, ведет к попаданию в оборот
фальсифицированных и некачественных продуктов. Из шестнадцати исследованных
образцов три не являются "энергетическими" вообще, а большинство
проверенных, если следовать международной практике, "энергетическими"
напитками можно назвать лишь условно.
Фонд считает, что сложившаяся ситуация в
сегменте так называемых "энергетических" напитков носит субъективный
характер и может быть уже в текущем году исправлена с учетом правовых,
экономических, социальных, психологических и информационно-просветительских
факторов. Фондом направлены предложения по данной проблеме в заинтересованные
организации.
2. Производителями не выполняются должным
образом существующие требования к нанесению на этикетки и упаковку информации
для потребителей на пищевых продуктах.
Экспертиза показала, что не все
производители выносят на этикетку обозначение документа, в соответствии с
которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт, ограничиваясь в лучшем
случае номером ГОСТ Р на безалкогольные напитки.
Ряд товаропроизводителей в качестве
основного источника витаминов используют комплексные системы, но лишь на
этикетке напитка "ЗАЛП" указано "композиция витаминов"
(правда без их названия) и перечислен состав композиции, а на этикетке литровой
бутылки "FLASH" указано: "основа энергия" без расшифровки
состава. Если легитимно использована и вносится при изготовлении комплексная
система, то ее наименование с раскрытием состава по основным компонентам должно
быть отображено на этикетке (п. 3.5.5 ГОСТ Р 51074). Некоторые производители не
указывают наименование конкретного ароматизатора - он у них просто
"идентичный натуральному". А какому? Или обозначено "хранить в
сухом прохладном месте" без указания конкретной температуры хранения?
Вместо этого ряд товаропроизводителей, например, размещают на этикетке
информацию о неподтвержденных свойствах продукта, что вводит потребителей в
заблуждение, например, "вызывает эйфорию, снимает депрессию, вызывает
прилив жизненной энергии, повышает работоспособность, концентрацию внимания, бдительность,
поднимает настроение" и т.п. Национальный фонд защиты потребителей
разделяет формулировки п. 3.5.1.5 ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые.
Информация для потребителя. Общие требования" о допустимости нанесения
надписей о свойствах продукта только при наличии у изготовителя подтверждения
указанной информации. Фонд намерен просить ФАС РФ изучить сложившуюся практику
в части размещения рекламы на этикетках.
В ходе организации экспертизы
специалистами фонда были отмечены разные способы выхода на рынок и продвижения
своей продукции товаропроизводителями. Одни товаропроизводители, например,
компания "Ред Булл", использует подробную информацию на этикетке, в
том числе о том, что это продукт специального назначения (большинство
товаропроизводителей об этом умалчивает), ведет продажу продукции в
специализированных контейнерах, организует акции по разъяснению потребителям
особенностей "энергетических" напитков, использует не агрессивную, а
сдержанная рекламу. Другие товаропроизводители в своих рекламных роликах и
плакатах "энергетических" напитков внушают потребителю, что
употребление напитка с тонизирующими компонентами может ввести его в состояние
близкое к наркотическому: у персонажей телевизионных роликов после употребления
"энергетических" напитков расширяются зрачки, мутнеет в глазах,
вырастают крылья для полета, они ходят по воде, наблюдается потеря устойчивости
при движении и т.п. Обращают на себя внимание весьма специфические названия
продуктов в этом сегменте рынка. Например, напиток "ХТС" в ярких банках
разного цвета читается как "Экстази". Руководство фонда предлагает
провести разъяснительную работу с товаропроизводителями с тем, чтобы напитки с
наименованием типа "Дьявол", "Экстази", "TRAX",
"Эректус" и ряд других вообще не были допущены на рынок.
3. Эксперты фонда считают, что контроль и
надзор госорганов и влияние структур гражданского общества в сфере торгового
оборота "энергетических" напитков должны быть усилены, в первую
очередь - в части подачи объективной и полной информации для потребителей.
Необходимо усовершенствовать достаточно
сложную и длительную процедуру прохождения экспертизы продукции на получение
свидетельств государственной регистрации, сделать ее более прозрачной для
товаропроизводителей. Направление на экспертизу выдает ФГУЗ "ИМЦ
"Экспертиза", при этом товаропроизводители, по их утверждению, не
информируется ни об объеме экспертизы, ни о методах и критериях оценки. Объем
экспертизы и необходимость дополнительного экспертного исследования в других
институтах решается экспертами НИИ питания РАМН, там же определяется стоимость
работ в каждом конкретном случае и сроки рассмотрения заявки. Получается долго,
дорого, непредсказуемо, малоэффективно.
4. Фонд считает необходимым отметить
заинтересованность товаропроизводителей в создании правил и норм производства и
оборота напитков с использованием специальных тонизирующих компонентов.
Эксперты фонда считают, что для
обеспечения прав потребителей на получение безопасных и качественных
"энергетических" безалкогольных напитков, обладающих заявленным
физиологическим эффектом, в России должны быть выработаны правила производства
и оборота безалкогольных напитков с использованием специальных тонизирующих
компонентов, включающие:
- законодательное, нормативно-техническое
обеспечение категории безалкогольных напитков с использованием специальных
тонизирующих компонентов;
- требования к сырьевым компонентам и
ингредиентам напитков, называемых "энергетическими";
- требования к маркированию и
этикетированию;
- порядок государственной регистрации и
надзора за оборотом безалкогольных напитков с использованием специальных
тонизирующих компонентов.
Фонд отмечает, что часть принципиальных
замечаний экспертов по качеству проверенной в лабораториях продукции стала
предметом служебных расследований и разбирательств. Ряд замечаний были признаны
товаропроизводителями и оперативно ими устранены. О проведенной ими работе
руководство фонда информировано в письменной форме, в том числе в части
внесения корректив в организацию производства и содержание технологических
инструкций и рецептур, изменений информации о продуктах на этикетках.
Более подробно с протоколами независимой
экспертизы напитков с использованием специальных тонизирующих компонентов можно
ознакомиться в Национальном фонде защиты потребителей. Дирекция фонда готова
предоставить их заинтересованным организациям. Потребители России и других
стран будут ознакомлены с результатами экспертизы так называемых
"энергетических" напитков через сеть ИНТЕРНЕТ, печатные и электронные
СМИ.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Направить материалы Национального
фонда защиты потребителей по итогам независимой экспертизы напитков с
использованием специальных тонизирующих компонентов для информации, возможного
использования в практической деятельности, а также предложения по устранению
недостатков в этом сегменте рынка в адрес:
- федеральных государственных органов
(структуры Администрации Президента России, Правительства РФ, обеих палат
Федерального Собрания РФ), в том числе надзорных и правоохранительных (по
списку);
- руководителей региональных органов
власти (по списку);
- государственных научных центров (по
списку);
- общественных объединений и
негосударственных заинтересованных структур (по списку);
- товаропроизводителей (по списку);
- средств массовой информации (по списку).
2. Подготовить серию материалов для
средств массовой информации и специалистов научных центров с целью широкого
информирования потребителей России о результатах проведенной экспертизы и
ситуации в сегменте так называемых безалкогольных "энергетических" напитков.
3. Просить МВД РФ, руководство
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека, Главного государственного санитарного врача РФ (Онищенко Г.Г.),
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Элькин Г.И.)
и других руководителей заинтересованных структур государственной власти усилить
надзор и организовать проверку качества и безопасности безалкогольных напитков
с использованием специальных тонизирующих компонентов в регионах Российской Федерации.
4. Подготовить предложения в Министерство
энергетики и промышленности России, Министерство здравоохранения и социальной
политики России, МВД России, Роспотребнадзор, Федеральное агентство по
техническому регулированию и метрологии и Главному государственному санитарному
врачу РФ о необходимости совершенствования законодательной и
нормативно-технической базы производства, контроля и оборота безалкогольных
"энергетических" напитков в соответствии с требованиями ФЗ "О
техническом регулировании" и смежных с ним законов и подзаконных актов.
Эксперты фонда считают необходимым
предложить Роспотребнадзору и Главному государственному санитарному врачу
России (Онищенко Г.Г) доработать Постановление N 2 от 19 января 2005 г. по
вопросам усиления государственного надзора за качеством и безопасностью
напитков с использованием специальных тонизирующих компонентов с последующей
регистрацией названного документа в Минюсте России.
5. Просить рабочую группу специалистов,
разрабатывающую проект общего технического регламента РФ по проблеме
безопасности производства и оборота пищевых продуктов, предусмотреть
закрепление в будущем законопроекте положений, связанных с производством и
оборотом безалкогольных и слабоалкогольных напитков с использованием
специальных тонизирующих компонентов, а также основных требований к составу
готовой продукции, сырью, таре, упаковке и хранению, информации для
потребителей.
Обратиться к заинтересованным структурам
России с предложениями о начале совместной с фондом разработки двух проектов
национальных стандартов (ГОСТ Р) в 2007 году, а также целесообразности внесения
необходимых дополнений и изменений в проекты разрабатываемых технических
регламентов и иные нормативные документы в рамках программ по техническому
регулированию.
Принять к сведению, что руководством
Ростехрегулирования (Элькин Г.И., Пугачев С.В.) оперативно рассмотрены
предложения фонда по данному вопросу и принято решением о включении в проект
Программы разработки национальных стандартов Российской Федерации на 2007 год
следующих ГОСТ Р:
1. ГОСТ Р "Напитки безалкогольные с
использованием специальных тонизирующих компонентов. Общие технические
условия".
2. ГОСТ Р "Напитки слабоалкогольные
с использованием специальных тонизирующих компонентов. Общие технические
условия".
Проекты названных ГОСТ Р в их первой
редакции в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании" размещены
в сети Интернет для ознакомления и сбора отзывов заинтересованных организаций и
граждан.
6. Информировать по итогам проведенной
экспертизы безалкогольных напитков с использованием специальных тонизирующих
компонентов группу учредителей фонда и участников его программ
(Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский Союз
промышленников и предпринимателей, ЦНИИ эпидемиологии (всего 83 структуры)).
Генеральный директор,
академик РАЕН
А.Я.КАЛИНИН