ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 22 июня 2005 г. N 0100/4722-05-32
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СЗЗ
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека проанализировала информацию,
представленную территориальными управлениями Роспотребнадзора по 75 субъектам
Российской Федерации, и установила, что государственный санитарно-эпидемиологический
надзор осуществляется за 13985 предприятиями и объектами I и II классов
опасности в соответствии с санитарной классификацией, установленной
санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН
2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация
предприятий, сооружений и иных объектов".
Наибольшее количество предприятий и
объектов I и II классов опасности расположено в Республике Калмыкия - 2977,
Республике Адыгея - 1270, Тюменской области - 1080, Чувашской Республике - 955,
Республике Саха (Якутия) - 952.
В целом по Российской Федерации 7513
предприятий и объектов I и II классов в целом имеют утвержденную
санитарно-защитную зону (СЗЗ), что составляет 53,7% от общего их числа.
В соответствии с пунктом 3.3.3 СанПиН
2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества
атмосферного воздуха населенных мест" и пунктом 2.10 СанПиН
2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация
предприятий, сооружений и иных объектов" проекты организации и
благоустройства СЗЗ разработаны на 5915 предприятиях и объектах I и II классов
опасности, что составляет 42,3% в целом.
Следует отметить, что в Астраханской,
Воронежской, Псковской, Саратовской, Тюменской областях, Республике Северная
Осетия - Алания все предприятия и объекты I и II классов опасности имеют
утвержденную санитарно-защитную зону. Высокий процент предприятий, имеющих
утвержденную СЗЗ, отмечается в Республиках Калмыкия и Саха (Якутия),
Агинско-Бурятском автономном округе, Владимирской, Вологодской, Московской,
Нижегородской, Орловской областях.
Неудовлетворительная ситуация с
утверждением СЗЗ предприятий и объектов I и II классов опасности складывается в
Чувашской Республике - из 955 предприятий и объектов имеют утвержденную СЗЗ
только 4, Красноярском крае - из 158 - 3, Белгородской области - из 136
предприятий - 3, в Ставропольском крае - из 324 - 17, в Республиках Коми и
Мордовия - из 55 и 28 - ни одного.
Проекты СЗЗ разработаны на всех
предприятиях Приморского края и Республики Северная Осетия - Алания, а также
большинстве предприятий и объектов I и II классов опасности Агинско-Бурятского
автономного округа, г. Москвы, Новосибирской области, Республики Калмыкия,
Республики Саха (Якутия), Тульской области.
Однако в ряде территорий эта работа
проводится крайне медленными темпами. Так, в Чувашской Республике проекты СЗЗ
разработаны на 6 предприятиях и объектах из 955 в целом, в Ставропольском крае
- на 8 из 324, в Саратовской области - на 5 из 281, в Республике Мордовия и
Калужской области не разработано ни одного проекта СЗЗ для 28 и 8 предприятий и
объектов I и II классов опасности соответственно.
Территориальным управлением по Республике
Саха (Якутия) выдано 314 предписаний о разработке проекта СЗЗ, по Республике
Бурятия - 50, по Кемеровской области - 48.
По представленной территориальными
управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека в субъектах Российской Федерации информации в границах
СЗЗ предприятий и объектов I и II классов опасности проживает 1531110 человек.
Наибольшее их число отмечается в Омской области (около 360 тыс. чел.), в
Свердловской области (220893 чел.), Брянской области (около 150 тыс. чел.), г.
Санкт-Петербурге (77556 чел.), Нижегородской области (около 75 тыс. чел.).
В Липецкой области в 2003 году принята
"Программа переселения граждан г. Липецка из санитарно-защитной зоны
предприятия ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" на период
2004 - 2007 годов", по результатам которой в 2003 - 2004 годы переселено
300 семей.
В Ханты-Мансийском автономном округе
действует программа "О переселении из экологически неблагоприятного и
аварийного жилья".
В г. Череповце Вологодской области
реализуется программа "Снижение воздействия факторов окружающей среды на
здоровье населения, проживающего в зоне влияния промышленных предприятий"
на 2004 - 2015 годы.
В Кировской области из 5900 человек,
проживающих в границах СЗЗ, в 2004 году переселено 118 человек.
В Калининградской и Тульской областях,
Чувашской Республике вынесены постановления Главных государственных санитарных
врачей о мерах по организации СЗЗ.
В Тверской области создана комиссия по
решению вопросов СЗЗ и создана база данных по предприятиям и объектам I и II
классов опасности.
В Пермской области принят Указ
губернатора "О неотложных мерах по приведению к нормативным требованиям
санитарно-защитных зон промышленных предприятий". В Республике
Башкортостан принято постановление Главы администрации г. Уфы "О состоянии
СЗЗ промышленных предприятий".
В Республике Марий Эл ведется подготовка
проекта постановления Правительства Республики, в г. Санкт-Петербурге
разрабатывается Закон "Об организации СЗЗ".
Территориальным управлением по
Свердловской области по данному разделу деятельности вынесено 52 штрафа на
общую сумму 186000 руб., по Амурской области - 32 штрафа на сумму 150700 руб.,
по Республике Дагестан - 31 штраф на сумму 214000 руб., по Воронежской области
и Республике Алтай по 28 штрафов.
В Тульской области вынесено 21
постановление о прекращении деятельности объектов, в Пермской области - 8, в г.
Санкт-Петербурге, Саратовской и Новгородской областях - 2.
В Вологодской области передано 12 дел в
прокуратуру, Саратовской области - 2.
Отсутствует информация о принимаемых
мерах по надзору за организацией и благоустройству СЗЗ в Волгоградской области,
Еврейской автономной области, Камчатской области, Мурманской области, Томской
области.
В рамках предупредительного надзора
проводилась работа в Алтайском крае, Архангельской области, Белгородской
области, Красноярском крае, Магаданской области, Московской области,
Новосибирской области, Ивановской области, Орловской области, Псковской
области, Республике Карелия, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике
Татарстан, Смоленской области, Ставропольском крае, Тюменской области,
Удмуртской Республике, однако не представлены данные о мерах административного
воздействия по данному разделу деятельности.
Не представлена информация
территориальными управлениями по Костромской области, Краснодарскому краю,
Курской области, Ленинградской области, Оренбургской области, Республике
Ингушетия, Сахалинской области, Таймырскому автономному округу, Ульяновской
области, Хабаровскому краю, Челябинской области, Чукотскому, Корякскому и
Эвенкийскому автономным округам.
Кроме того, Федеральная служба по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обращает внимание на
то, что в последние годы в атмосферный воздух населенных мест рядом
промышленных предприятий допускается выброс химических и биологических веществ,
не обеспеченных гигиеническими нормативами (ПДК и ОБУВ), что является
нарушением требований п. 3.1.3 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические
требования к качеству атмосферного воздуха населенных мест". Это
препятствует установлению предельно допустимых выбросов (ПДВ) указанных
веществ, выдаче разрешений на выброс, и, что самое главное, не осуществляется
контроль за их содержанием в среде обитания человека.
При выдаче санитарно-эпидемиологических
заключений органы Роспотребнадзора должны ставить вопрос перед разработчиками
проектной документации о необходимости разработки ПДК или ОБУВ для химических и
биологических веществ, а также методов их обнаружения в окружающей среде.
Головной организацией по данному вопросу является ГУ НИИ экологии человека и
гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина, а также ряд других
научно-исследовательских учреждений, аккредитованных в Российской Федерации на
проведение работ по обоснованию нормативов ПДК и ОБУВ (перечень прилагается).
Учитывая изложенное, в целях обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения предлагаю ужесточить
контроль за организацией и благоустройством санитарно-защитных зон предприятий
и объектов, в том числе проведением лабораторных исследований на границе СЗЗ и
в зоне жилой застройки в рамках производственного контроля, а также за
разработкой программ по переселению жителей из санитарно-защитных зон.
Поручаю провести анализ положительных
санитарно-эпидемиологических заключений, выданных по проектным материалам
строительства и реконструкции промышленных объектов без проектов
санитарно-защитных зон, сообщить о мерах, принятых по исключению подобной
практики.
В срок до 13.08.2005 направить в
Федеральную службу информацию об организации санитарно-защитных зон предприятий
и объектов всех классов опасности в соответствии с прилагаемой таблицей.
Территориальным управлениям
Роспотребнадзора, не представившим информацию, направить объяснения о причинах
невыполнения поручения Федеральной службы.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Приложение
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧРЕЖДЕНИЙ - РАЗРАБОТЧИКОВ ГИГИЕНИЧЕСКИХ
НОРМАТИВОВ
ДЛЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ
ПОСЕЛЕНИЙ
1. ГУ НИИ экологии человека и гигиены
окружающей среды им. А.Н. Сысина РАМН, директор академик РАМН, профессор,
д.м.н. Юрий Анатольевич Рахманин, 119992, г. Москва, ул. Погодинская, 10/15,
стр. 1.
2. ФГУЗ Российский Регистр потенциально
опасных веществ Роспотребнадзора, директор член-корр. РАМН, профессор, д.м.н.
Борис Аронович Курляндский, 127994, г. Москва, Вадковский пер., 18 - 20.
3. ГУ НИИ медицины труда РАМН, директор
академик РАМН, д.м.н., профессор Николай Федотович Измеров, Москва, проспект
Буденного, дом 31.
4. ГУ Российский государственный
медицинский университет, ректор академик РАМН, д.м.н., профессор Владимир
Никитич Ярыгин, 117997, г. Москва, ул. Островитянова, дом 1.
5. ФГУП Екатеринбургский Медицинский
научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промышленных предприятий,
директор д.м.н., профессор Сергей Владимирович Кузьмин, 620014, г.
Екатеринбург, ул. Попова, дом 30.
6. ГОУ высшего профессионального
образования Московской медицинской академии им. Сеченова, ректор академик РАН и
РАМН, д.м.н., профессор Михаил Александрович Пальцев, 119992, г. Москва, ул.
Малая Трубецкая, дом 8, стр. 2.
7. ГУ Санкт-Петербургский НИИ гигиены,
профпатологии и экологии человека Минздрава России.
8. ГУ НИЦ "Экос".
9. ГУ Санкт-Петербургская государственная
медицинская академия им. Мечникова.
10. Всероссийский научный центр (НЦ) по
безопасности биологически опасных веществ (ВНЦ БАВ).
Количество
предприятий и объектов,
для которых требуется организация
СЗЗ
|
|
Количество предприятий
и объектов,
СЗЗ которых не соответствует требо-
ваниям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
|
|
Количество
предприятий и объектов,
имеющих утвержденную СЗЗ
|
|
Количество
предприятий и объектов,
для которых разработаны проекты СЗЗ
|
|
Рассмотрено
проектов СЗЗ
|
|
Отклонено от
согласования проектов
СЗЗ
|
|
Общее количество
населения, прожи-
вающего в границах СЗЗ
|
|
Меры, принимаемые
Федеральной служ-
бой по данному разделу деятель-
ности:
Предписания
Штрафы
Постановления о прекращении
эксплуатации
Материалы, переданные в прокуратуру
|
|