МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 29 октября 2007 г. N 0100/10983-07-32
О РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКАЗА РОСПОТРЕБНАДЗОРА ОТ 02.04.2007 N 89
"ОБ УСИЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
НАДЗОРА ЗА ОБЪЕКТАМИ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ПРИ МАССОВОЙ
СДАЧЕ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ В НАВИГАЦИЮ"
Федеральная служба по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека провела анализ информации,
представленной управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации,
по реализации Приказа Роспотребнадзора от 02.04.2007 N 89 "Об усилении
государственного санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водного
транспорта при массовой сдаче судов внутреннего плавания в навигацию".
Согласно представленным данным, в 2007
году управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации было
выдано 10256 "Судовых свидетельств на право плавания", отказано в
выдаче Свидетельства 219 (2,13%) судам.
Управлением Роспотребнадзора по
Ростовской области удельный вес судов, которым было отказано в выдаче
Свидетельства, составил 54% от числа выданных, по Омской области - 10%.
Всего было обследовано 10114 судов
внутреннего и смешанного (река - море) плавания.
В результате надзорных мероприятий,
проведенных при подготовке судов к навигации 2007 года, выявлен ряд нарушений.
Медицинские профилактические осмотры
плавсостава несвоевременно проводятся в Омской области, Пензенской области,
Республике Саха (Якутия).
Судовладельцами не проводится
производственный контроль на судах, приписанных к Читинской области,
Ленинградской области, Пензенской области, Кемеровской области, Республике Марий
Эл.
Сложная ситуация складывается в отношении
организации питания экипажей судов. Централизованная организация питания
плавсостава имеет место не во всех субъектах Российской Федерации. Так, по
данным Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области, удельный вес
судов, на которых организовано питание, составляет 30%, в Новосибирской области
расчеты рационов экипажей речных судов проводятся только на крупных
предприятиях. Зачастую, плавсоставу выдаются денежные средства исходя из
стоимости продуктов питания для самостоятельной закупки продуктов.
Комнаты приема пищи на судах, как
правило, недостаточно обеспечены производственно-технологическим, холодильным
оборудованием и инвентарем (яркий пример - Омская область).
Острой проблемой является несоответствие
воды гигиеническим нормативам по содержанию общего железа и цветности
(Архангельская область, Ивановская область, Томская область, Омская область),
что обусловлено несоответствием технического состояния станций приготовления
питьевой воды, а также изношенностью труб судовых систем водоснабжения.
Около 70% судов внутреннего и смешанного
плавания эксплуатируются более 20 лет, судовые помещения и особенно судовые
системы не обеспечивают требуемых условий труда и обитаемости плавсостава.
Анализ материалов, представленных
управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации,
свидетельствует о недостаточном качестве проведения надзорных мероприятий. Так,
с применением лабораторных и инструментальных методов исследования было
обследовано в среднем по Российской Федерации только 65% судов. В некоторых
субъектах этот показатель значительно ниже, так в Ямало-Ненецком автономном
округе он составил 18,4%, в Волгоградской области - 31%, в Свердловской области
- 37,5%.
Согласно представленным данным, только
10,4% судов обследовались комплексно с привлечением специалистов различного
профиля, что недостаточно для объективной санитарно-гигиенической оценки
состояния судов.
К обследованию судов только в 56%
привлекались специалисты управлений Роспотребнадзора - в 62% - специалисты ФГУЗ
"ЦГиЭ" Роспотребнадзора, это свидетельствует о грубейших нарушениях
санитарных норм и правил, как результат, нарушаются принципы проведения
надзора.
Руководителями управлений
Роспотребнадзора по субъектам не уделяется должного внимания применению
подчиненными сотрудниками мер административного воздействия при выявлении
нарушений в полном объеме, что свидетельствует о низкой исполнительской
дисциплине сотрудников Роспотребнадзора.
На основании вышеизложенного и для
решения задачи по организации государственного санитарно-эпидемиологического
надзора за объектами водного транспорта при массовой сдаче судов внутреннего
плавания в навигацию руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации предлагаю:
1. Повысить действенность
санитарно-эпидемиологического надзора за выполнением требований санитарного
законодательства судовладельцами в части организации питания плавсостава,
обеспечения экипажа и пассажиров питьевой водой требуемого нормами качества,
проведения производственного контроля.
2. При осуществлении контроля за
объектами водного транспорта при массовой сдаче судов внутреннего плавания в
навигацию особое внимание обращать на проведение необходимых и достаточных
обследований с применением методов лабораторного и инструментального контроля.
3. Обеспечить надлежащий контроль за
наличием личных медицинских книжек с отметками о прохождении необходимых
обследований, гигиенической подготовки и аттестации у работников, занятых на объектах
водного транспорта.
4. Во всех случаях нарушений санитарного
законодательства при массовой сдаче судов внутреннего плавания в навигацию
применять к нарушителям меры административного принуждения, вплоть до
приостановления эксплуатации судов.
Заместитель Руководителя
Л.П.ГУЛЬЧЕНКО