МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 31 октября 2007 г. N 0100/11072-07-32
О ВЫПОЛНЕНИИ ПОРУЧЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СТАБИЛИЗАЦИЮ
СИТУАЦИИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека проанализировала информацию о
выполнении поручений, направленных на стабилизацию ситуации на потребительском
рынке, и сообщает.
Управлениями Роспотребнадзора по
субъектам Российской Федерации с 15 по 26 октября 2007 г. проверено 440 оптовых
и 5133 розничных предприятий, из них 541 обеспечивающих социально-незащищенные
слои населения.
За нарушение законодательства в сфере
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав
потребителей в суд направлено 59 материалов, наложено 2514 штрафов на сумму
4640910 руб., забраковано 3696 партий пищевой продукции в объеме 40816 кг.
Имеет место представление информации,
отражающей не в полном объеме выполнение поручений, указанных в письмах от
11.10.2007 N 0100/10267-07-32 и от 16.10.2007 N 0100/10418-07-23.
Так, информацию об организации проведения
ярмарок представили только управления Роспотребнадзора по Республикам
Татарстан, Северная Осетия - Алания, Краснодарском крае, г. Москве, Читинской,
Тамбовской, Тульской, Нижегородской, Тверской, Орловской, Воронежской,
Пензенской, Новгородской, Кемеровской, Иркутской областям.
Сведения о специализированных торговых
магазинах социальной направленности для обеспечения социально-незащищенных
слоев населения, имеются в письмах управлений Роспотребнадзора по Республике
Коми, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Татарстан, г. Москве, Краснодарском,
Ставропольском, Пермском, Хабаровском, Алтайском, Приморском краях, Московской,
Воронежской, Ивановской, Калужской, Курской, Тамбовской, Тверской, Ярославской,
Архангельской, Нижегородской, Калининградской, Мурманской, Новгородской, Ростовской,
Ульяновской, Свердловской, Кемеровской, Новосибирской, Томской, Магаданской
областях, Ямало-Ненецкий АО.
Предложения в органы государственные
власти субъектов Российской Федерации об открытии специализированных торговых
сетей социальной направленности направили управления Роспотребнадзора по
Республике Марий Эл, Алтайскому краю, Астраханской, Самарской, Сахалинской,
Смоленской, Тульской, Рязанской, Белгородской областям.
Об организации реализации молока из
автоцистерн по минимальной цене производителей в своих донесениях указали
управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, Республике Северная Осетия
и Калужской области.
Материалы по обеспечению продуктами
питания образовательных учреждений направили управления Роспотребнадзора по
Республикам Алтай, Марий Эл, Хакасия, Кабардино-Балкарской Республике,
Приморскому краю, г. Москве, г. Санкт-Петербургу, Белгородской Владимирской,
Воронежской, Калужской, Новосибирской, Самарской и Тюменской областям,
Еврейской автономной области. При этом в некоторых субъектах Российской
Федерации отмечаются факты уменьшения выхода порций и уменьшение ассортимента
продуктов в образовательных учреждениях. В Республике Марий Эл в октябре
текущего года одним предприятием - поставщиком молочной продукции принимались
меры по расторжению государственного контракта на поставку молока в
образовательные учреждения города Йошкар-Ола в судебном порядке. Судебная
инстанция в иске отказала.
Также отмечается несвоевременное
представление информации управлениями Роспотребнадзора по Алтайскому краю,
Пензенской, Амурской, Волгоградской, Омской и Магаданской областям, что
затрудняет проведение оперативного анализа мероприятий.
Учитывая вышеизложенное, руководителям
территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации
необходимо:
- во взаимодействии с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры по расширению
возможности реализации продуктов питания населению непосредственно
сельскохозяйственными товаропроизводителями, в том числе путем расширения
ярмарочной торговли;
- активно ставить вопросы об организации
специализированных торговых сетей социальной направленности перед органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- не допускать снижения ассортимента и
полноценности питания детей в образовательных учреждениях;
- взять под личный контроль представление
сведений о стабилизации ситуации на потребительском рынке и в пояснительных
записках в полной мере отражать мероприятия по всем поставленным вопросам.
Представление отчетов по письмам от
16.10.2007 N 0100/10418-07-23 и от 23.10.2007 N 0100/10681-07-32 отменяется.
Указанную информацию необходимо
представлять еженедельно каждый понедельник до 16:00 (МСК) в виде таблицы по
системе электронного перевода отчетов на сайт report.gsen.ru с учетом логина и
пароля, а также пояснительной записки (E-mail: depart@gsen.ru,
Ivanov_GE@gsen.ru).
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Утверждаю
Руководитель Федеральной
службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей
и благополучия человека
Г.Г.ОНИЩЕНКО
31 октября 2007 года
ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА ЯРМАРКАМИ, РЕАЛИЗУЮЩИМИ
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ
1. Организация
деятельности ярмарки
1.1. Ярмарка - самостоятельное рыночное
мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей-продавцов и покупателей,
организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения
договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и
межгосударственных хозяйственных связей.
1.2. Порядок организации деятельности
ярмарок устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации.
1.3. Деятельность по продаже товаров на
ярмарках, организуемых органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации или органами местного самоуправления вне пределов розничных рынков,
имеет временный характер.
2. Оборудование и
содержание территории ярмарки
2.1. При обследовании территории
необходимо отметить:
- благоустройство;
- санитарное содержание;
- условия для соблюдения правил личной
гигиены персонала (наличие туалетов и др.).
3. Организация
деятельности по продаже товаров
3.1. Транспортировка, прием, хранение,
реализация продуктов должна соответствовать действующим санитарным нормам и
правилам.
3.2. Торговые места должны быть
оборудованы в достаточном количестве технологическим и холодильным
оборудованием, производственным инвентарем, спецодеждой.
3.2. Продажа продукции на ярмарках
осуществляется при наличии:
- товаросопроводительной документации;
- документов, подтверждающих качество и
безопасность продукции.
3.3. При обследовании отмечаются:
- санитарное содержание рабочих мест;
- соблюдение условий хранения и
реализации пищевых продуктов (температурный режим, совместимость хранения и
сроки реализации продуктов питания).
3.4. При реализации молока в розлив из
цистерн:
- цистерны должны быть опломбированы,
изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с молоком и молочными
продуктами, и иметь надпись "молоко";
- до потребителя должна доводиться
информация с предупреждением о необходимости его кипячения;
- реализация молока должна осуществляться
только из благополучных хозяйств по зооантропонозным инфекциям, только в чистую
тару потребителя.
3.5. Запрещается реализация свежей
плодоовощной продукции с земли.
3.6. Продавцы, осуществляющие
деятельность по продаже товаров непосредственно потребителям, обязаны
обеспечивать соблюдение соответствующих требований законодательства о защите
прав потребителей.
4. Персонал ярмарки
4.1. Персонал должен иметь на рабочих
местах личные медицинские книжки установленного образца с полными данными
медицинских обследований.
4.2. Указанные документы хранятся у
продавца в течение всего времени работы и предъявляются по первому требованию
контролирующих органов.
4.3. Продавец должен соблюдать правила
личной гигиены, носить чистую санитарную одежду, иметь нагрудный знак
организации с указанием ее наименования, адреса (места нахождения) и Ф.И.О.
продавца.
4.4. Необходимо отмечать соблюдение
правил личной гигиены обслуживающим персоналом.
5. Нормативные
ссылки
- Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях;
- Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ
"О качестве и безопасности пищевых продуктов";
- Закон Российской Федерации от
07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";
- Федеральный закон от 30.12.2006 N
271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс
Российской Федерации";
- Постановление Правительства Российской
Федерации от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных
видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не
распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на
период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных
товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный
товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или
комплектации";
- СП 2.3.6.1066-01
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту
в них продовольственного сырья и пищевых продуктов";
- ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины
и определения".