МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 20 декабря 2007 г. N 0100/13268-07-32
ОЦЕНКА САНЭПИДБЛАГОПОЛУЧИЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ И КАЧЕСТВА НАДЗОРА
ЗА УСЛОВИЯМИ ОБУЧЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПИТАНИЯ В НИХ
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека, проанализировав материалы по
оценке санитарно-эпидемиологического благополучия учебных заведений начального
профессионального образования Российской Федерации, представленные управлениями
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, сообщает следующее.
Доля учреждений начального
профессионального образования (далее - УНПО) в системе профессионального
образования составляет 15,9%. Большая часть из них является государственными,
хотя имеются и ведомственные учреждения.
Всего в УНПО Российской Федерации в 2006 -
2007 учебном году обучалось 1222994 подростка, из них в возрасте до 18 лет -
66,2%. Среди учащихся 113118 человек - это выпускники специальных коррекционных
учреждений, из них имеют инвалидность 2246 человек.
В большинстве регионов разработаны и
реализуются программы, направленные на развитие и поддержание системы
начального профессионального образования в новых социально-экономических
условиях, создание социального партнерства и участия работодателей в подготовке
квалифицированных кадров (Республики Башкортостан, Мордовия, Амурская,
Брянская, Белгородская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Нижегородская,
Рязанская, Сахалинская, Смоленская, Челябинская, Ярославская области и др.).
Нет программ по развитию системы УНПО в
Карачаево-Черкесской Республике, Калужской и Саратовской областях.
Перспективным является воссоздание на
новых условиях статуса базовых предприятий. Так, в Ивановской области
разработано и находится на рассмотрении Правительства области Положение о
базовом предприятии УНПО.
Заслуживает внимания и распространения
практика организации надзора за условиями прохождения производственного
обучения учащихся УНПО на базовых предприятиях. В Амурской области выбор
рабочих мест осуществляется администрацией УНПО при наличии заключения
специалистов Роспотребнадзора и специалистов по охране труда и технике
безопасности предприятий. В Республике Мордовия, Мурманской области обучающиеся
в УНПО промышленного профиля проходят производственное обучение на промышленных
предприятиях на наиболее безопасных участках работы по согласованию с органами
Роспотребнадзора и при организации лабораторно-инструментального контроля.
Несмотря на меры, принимаемые
управлениями Роспотребнадзора к обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия в учреждениях начального профессионального образования, их
состояние вызывает крайнюю обеспокоенность.
Высокой остается доля учебных заведений
начального профессионального образования, относящихся ко второй (65,5%) и
третьей (6,7%) группе санэпидблагополучия.
Материально-техническая база многих УНПО
на протяжении ряда лет остается неудовлетворительной. Общее число УНПО,
требующих полного или частичного капитального ремонта в Российской Федерации
составляет более 30%. В отдельных регионах больше половины учебных заведений
нуждается в ремонте, чаще в сельских районах (Республика Дагестан,
Карачаево-Черкесская Республика, Камчатский край, Красноярский край,
Сахалинская область и др.).
Размещение учреждений в приспособленных
зданиях с недостаточным набором и площадью помещений является основной причиной
нарушений санитарного законодательства. В приспособленных помещениях, не
отвечающих требованиям санитарного законодательства, расположено почти 20%
УНПО. В Республике Ингушетия все учебные заведения размещены в приспособленных
помещениях, в Республике Марий Эл, в Ульяновской и Томской областях половина
учреждений расположены в приспособленных помещениях.
Не имеют полного набора помещений 12,9%
учебных заведений Российской Федерации. Наиболее неблагоприятное положение
отмечается в Камчатском крае, где в половине учреждений нет полного набора
помещений для общеобразовательной деятельности, во всех городских учреждениях
нет полного набора помещений для организации профессиональной подготовки.
Из-за недостатка помещений в части
регионов организована двухсменная работа учебных заведений (Свердловская
область, Нижегородская область). В ряде областей отмечается превышение
наполняемости групп, что ухудшает условия обучения. Так, например, в
Красноярском крае и Архангельской области наполняемость групп превышает
допустимую в трети городских УНПО, в Курской, Кемеровской, Липецкой областях,
Санкт-Петербурге - в 20 - 24% УНПО.
Материально-техническая база учебных
заведений не всегда обеспечивает возможность организации полноценного
учебно-производственного процесса и обеспечения условий, отвечающих всем
нормативным требованиям. В большинстве регионов отмечается недостаточная
материально-техническая база УНПО, необходимость замены устаревшего
оборудования (Алтайский край, Амурская, Брянская, Владимирская, Московская,
Воронежская, Калужская, Рязанская области, Республика Карелия и др.).
До сих пор остается нерешенным вопрос
укомплектования необходимой мебелью и оборудованием. В целом по Российской
Федерации в 15,1% УНПО отмечено несоответствие мебели росто-возрастным
показателям учащихся (Ульяновская, Челябинская, Сахалинская, Ярославская,
Калужская, Амурская, Рязанская, Ленинградская области).
Особенно неблагополучная ситуация
сложилась в Республике Северная Осетия - Алания, Пензенской области, где мебель
не соответствует нормативам в 50% учреждений.
Оборудование учебных мастерских не
соответствует требованиям в 7,5% учебных заведений Российской Федерации. В Камчатском
крае - во всех городских УНПО, в Сахалинской области - в 38% УНПО, в Псковской
области - 28,6%, в Республике Хакасия - в 25%, Орловской области в 19%,
Ульяновской области в 18%, в Свердловской - в 10%.
Информация по оценке воздуха рабочей
зоны, шума, вибрации дана лишь в ограниченном числе материалов, представленных
управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации. Необходимо
отметить активную работу в этом направлении в Республике Башкортостан,
Республике Мордовия, Республике Коми, Республике Марий Эл, Астраханской,
Владимирской, Ивановской, Липецкой, Мурманской, Орловской, Псковской,
Рязанской, Саратовской, Сахалинской областях, г. Санкт-Петербурге.
Результаты оценки параметров освещенности
показали значительное число нарушений гигиенических норм по этому показателю.
Несоответствие параметров искусственной освещенности было выявлено в Республике
Калмыкия, Республике Коми, Белгородской, Саратовской, Кировской, Нижегородской,
Смоленской, Рязанской областях.
Однако, в большинстве регионов результаты
лабораторно-инструментального контроля за условиями обучения, в том числе и
условиями прохождения производственной практики, сводятся, главным образом, к
замерам параметров микроклимата, уровней освещенности, ЭМП.
Отсутствие объективных данных параметров
производственной среды на рабочих местах, выделяемых для производственной
практики, не позволяет обеспечить безопасные условия обучения.
По-прежнему в ряде регионов имели место
перебои в поставках топлива в УНПО, некачественная подготовка их к
отопительному сезону, что привело к несоответствию параметров микроклимата
гигиеническим нормативам и росту заболеваемости. Нарушения микроклимата в
холодное время года были отмечены в Республике Дагестан, в Сахалинской,
Кировской, Амурской, Московской областях.
В 5% учреждений РФ было отмечено
несоответствие технических средств обучения гигиеническим нормативам
(Республика Коми, Сахалинская, Псковская, Ульяновская области).
Проведение надзорных мероприятий по
контролю за режимом обучения позволило выявить различные по объему нагрузки -
от 32 до 40 часов. Превышение объема учебных нагрузок имело место в Липецкой,
Курской, Пензенской областях, Республике Ингушетия и др.
При оценке нагрузки и режимов обучения не
учтены особенности организации обучения подростков, поступивших на
профессиональное обучение после окончания 7 - 8-х классов общеобразовательных
школ, обучавшихся в классах коррекции, также учащихся с ограниченными
возможностями.
Организация физического воспитания с
объемом 2 часа в неделю (Брянская, Липецкая, Самарская, Сахалинская и
Ярославская области, Республика Дагестан) не обеспечивает необходимой
двигательной активности и не соответствует требованиям действующего
законодательства.
Часто отмечается недостаточность
спортивного инвентаря, тренажеров, наличие устаревшего спортивного оборудования
(Смоленская и Владимирская области, Карачаево-Черкесская Республика, Республика
Коми, Республика Карелия, г. Санкт-Петербург).
Организация полноценного питания для всех
обучающихся остается одной из наиболее сложных и острых проблем, учитывая, что
в УНПО до 50% учащихся происходят из социально незащищенных семей. Питание
учащихся организовано в основном на базах собственных столовых и осуществляется
в соответствии с типовыми рационами, согласованными с управлениями
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации. Стоимость питания различна:
от 10 - 20 рублей в Ивановской, Воронежской, Брянской, Камчатской областях до
39 - 40 рублей в Белгородской области, г. Санкт-Петербурге. Следует отметить,
что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются
бесплатным питанием. Суммы на питание зависят от уровня финансирования и
различны по регионам.
В Московской области в большинстве
учреждений организовано 100% питание за счет средств областного и
муниципального бюджетов: 2-е разовое для учащихся проживающих дома, для
учащихся, проживающих в общежитиях, - 3 - 4-разовое на сумму 100 - 112 руб. В
Амурской области все учащиеся охвачены 2-разовым питанием на сумму 60 - 75 руб.
В Томской и Челябинской областях охват питанием составляет от 84 до 100% на
сумму 16 - 18 руб.
В ряде областей специалисты
Роспотребнадзора не использовали в достаточной степени административный ресурс
для привлечения внимания законодательных и исполнительных органов к проблеме питания
обучающихся в УНПО. В Саратовской области охват обучающихся горячим питанием
составляет 50%. В Республике Мордовия учащиеся получают питание за свои деньги
за исключением 4-х учебных заведений, находящихся на Федеральном бюджете. В
Самарской области не выделяются бюджетные средства на питание учащихся,
единственным источником финансирования являются средства родителей. В
Смоленской, Астраханской и Сахалинской областях отсутствует финансирование для
организации горячего питания основной категории обучающихся, финансируется
питание лишь для учащихся-сирот. Не организовано горячее питание учащихся в
Республике Дагестан.
Медицинское обслуживание осуществляется в
основном детскими (до 18 лет) и взрослыми поликлиниками (учащиеся старше 18
лет), подростковыми кабинетами ЦРБ в сельских районах. В отдельных случаях
медицинские осмотры организуются на базе физкультурных диспансеров и в
поликлиниках для студенческой молодежи (Ингушетия, Томская область, Республика
Северная Осетия - Алания).
Охват учащихся медицинскими осмотрами с
участием узких специалистов составляет 80 - 100%.
В среднем 15,5% УНПО не имеют
оборудованных медицинских кабинетов. В отдельных регионах эта цифра намного
выше (Республиках: Карелия, Коми, Калмыкия, областях: Калужской, Саратовской,
Орловской). При отсутствии медицинских кабинетов, в основном это имеет место в
сельской местности, учащиеся обслуживаются ЛПУ по территориальному принципу.
Недостаточная укомплектованность УНПО
кадрами средних медицинских работников не позволяет в полном объеме
осуществлять медицинское обслуживание учащихся в Ивановской, Челябинской,
Самарской, Владимирской, Московской областях, г. Москве.
Отмечается слабая оснащенность
медицинских кабинетов оборудованием и медикаментами во Владимирской,
Воронежской, Брянской, Ивановской областях и др.
В целях повышения уровня
санэпидблагополучия в учебных заведениях начального профессионального
образования руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской
Федерации предлагается:
1. Повысить качество надзора за:
1.1. Условиями обучения в УНПО (объем
учебно-производственной нагрузки учащихся при освоении разных программ
подготовки, лабораторно-инструментальный контроль за условиями теоретического и
производственного обучения в классах, кабинетах, учебных мастерских), в том
числе за:
- условиями производственного обучения и
практики на рабочих местах предприятий и учреждений;
- организацией физического воспитания в
соответствии с действующими нормативно-методическими документами при
обеспечении профессиональной направленности занятий, раздельном проведении
занятий для лиц подготовительной и специальной групп.
1.2. Организацией медицинского
обслуживания, обратив особое внимание на проведение предварительных и
периодических осмотров, и организацией оздоровительных и профилактических
мероприятий.
1.3. Питанием учащихся, в том числе за:
- увеличением охвата обучающихся горячим
питанием;
- расширением перечня лиц, нуждающихся в
обязательном финансировании питания;
- улучшением качества питания по
объективным данным лабораторно-инструментального контроля;
- использованием продуктов для
профилактики витаминной и микронутриентной недостаточности.
2. Совместно с органами управления
образованием субъектов Российской Федерации:
- проанализировать
материально-техническое состояние учреждений начального профессионального
образования и разработать планы мероприятий, предусмотрев в них реконструкцию и
строительство УНПО, обеспечение их необходимой мебелью, техникой, спортивным
инвентарем, условиями для организации полноценного питания и медицинского
обеспечения;
- подготовить и внести на рассмотрение
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения,
направленные на улучшение материально-технической базы УНПО, сохранения
здоровья контингента обучающихся и развитие системы общего и начального
профессионального образования.
3. О проделанной работе сообщить в
Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека в срок до 15.11.2008.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО