ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 7 июля 2005 г. N 0100/5183-05-32
О НАДЗОРЕ ЗА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ
Одним из приоритетных направлений
деятельности Правительства Российской Федерации по реализации Послания
Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской
Федерации является профилактика алкоголизма.
В настоящее время происходит интенсивный
рост заболеваемости алкогольными психозами и алкоголизмом, значительное
увеличение числа госпитализаций больных, как алкоголизмом, так и алкогольными
психозами. Заболеваемость алкогольными психозами растет среди подросткового и
среди женского населения. Перечисленные факты могут свидетельствовать о росте
алкоголизма у населения в целом, особенно среди женщин и подростков.
В 2004 г. общая смертность населения от
причин, связанных с употреблением алкоголя, по сравнению с 1990 г., возросла
почти в 3 раза и составила 42715 человек. Отравления алкоголем и смерти от
случайных отравлений алкоголем в большинстве случаев являются результатом
потребления алкогольных напитков, произведенных нелегально.
За 2004 год центрами Госсанэпиднадзора в
субъектах Российской Федерации проведено 35883 рейдовых проверок, в ходе
которых было обследовано 278679 предприятий, занятых производством и
реализацией алкогольной продукции, исследовано 122968 образцов спирта и
алкогольной продукции, что на 15000 больше, чем в 2003 году.
По данным лабораторных исследований, в
2004 году отмечается увеличение удельного веса проб, не соответствующих
гигиеническим нормам (3,3%) по сравнению с этим показателем за 2003 (2,6%) год.
По импортной продукции данный показатель составил 4,2%. Из общего количества
исследованных проб наибольшее число, не отвечающих гигиеническим нормативам,
выявлено в Республике Татарстан (1211), Астраханской (893) и Челябинской (381)
областях, г. Москве (223), Оренбургской (183), Пензенской (173) и Тюменской
(169) областях.
Забраковано 5330 партий спиртов и
алкогольной продукции в количестве 1187011 л., в том числе 1332 партии
импортной продукции в количестве 251847 л. Вынесено постановлений о
приостановке эксплуатации объектов 2572, из них приостановлено 2186. Число
выданных санитарно-эпидемиологических заключений на объекты составило 96715,
отозвано 285 санитарно-эпидемиологических заключений. В следственные органы
передано 324 дела, из них принято к производству 238 дел (в 2003 году - 118),
что составляет 73,5% (в 2003 году - 63,1%). Наложено 10329 штрафов на сумму
14538585 рублей.
За 1 квартал 2005 г. территориальными
управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации проведено 5182
рейдовых проверки, обследовано 22022 предприятия, исследовано 22815 образцов
алкогольной продукции, из которых 4,2% не отвечает гигиеническим требованиям
(импортной - 4791 образец, не отвечает гигиеническим требованиям - 3,2%),
забракована 971 партия объемом 223626 л. (импортной продукции - 289 партий
объемом 58610 л.), приостановлена эксплуатация 274 предприятий, передано 33
материала в следственные органы, наложено 1526 штрафов на сумму 2217350 руб.
Вместе с тем анализ данных
свидетельствует, что органами Роспотребнадзора не в полной мере исполняются
возложенные на них надзорные функции.
Так, при проведении контрольных
мероприятий при реализации алкогольной продукции торгующими организациями не
выявляются правонарушения, результаты проверок документально не оформляются
(территориальные управления Роспотребнадзора по Владимирской и Кировской
областям, Ямало-Ненецкому АО).
Нарушаются положения Федерального закона
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
проведении государственного контроля (надзора)", согласно которому в
отношении одного юридического лица каждым органом госконтроля (надзора)
плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в
два года. Так, Территориальным управлением Роспотребнадзора по Республике
Мордовия в течение более 4-х лет не осуществлялся контроль за соблюдением
санитарно-эпидемиологического законодательства в ОАО "Мордовспирт".
Практически не используется
предоставленное статьей 51 Федерального закона "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" право о внесении
предложений в органы сертификации о приостановлении действия сертификатов
соответствия продукции в случаях установления ее несоответствия санитарным
правилам.
Имеют место необоснованные задержки
представления данных по ежеквартальному отчету по надзору за алкогольной
продукцией.
В связи с вышеизложенным прошу считать
надзор за производством и реализацией алкогольной и спиртсодержащей продукцией
приоритетным направлением в деятельности территориальных управлений
Роспотребнадзора и использовать в полной мере комплекс мер, установленных
законодательством Российской Федерации, по пресечению правонарушений в
установленной сфере деятельности.
Руководителям территориальных управлений
Роспотребнадзора взять выполнение мероприятий по надзору за производством и
реализацией алкогольной и спиртсодержащей продукцией под личный контроль.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО