| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

от 20 марта 2008 г. N 01/2426-8-32

 

О ВСПЫШЕЧНОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В 2007 ГОДУ

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует, что в 2007 году в Российской Федерации по оперативным данным в соответствии с требованиями Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.05.2005 N 376 "О предоставлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера", зарегистрировано 88 вспышек инфекционных болезней (в 2006 году - 112 вспышек).

Общее количество пострадавших составило более 5700 человек, в том числе 3470 детей до 17 лет. Погибло 7 человек, в том числе 5 взрослых (легионеллез, г. Верхняя Пышма Свердловской области) и 2 ребенка (ротавирусная инфекция, дер. Старый Каишкуль Тюменской области, ОКИ неустановленной этиологии, п. Тугулесский Бор Московской области).

В структуре эпидемических очагов преобладали инфекции с фекально-оральным механизмом передачи, составившие 95,5%. Доминировали сальмонеллезы, на долю которых пришлось 27,2% вспышек (24 очага). Удельный вес шигеллезов и острых кишечных инфекций с установленным и неустановленным возбудителем составил по 14 - 16% (14; 14 и 12 вспышек, соответственно). Было зарегистрировано 7 очагов острого гепатита A, 5 - псевдотуберкулеза, 3 - гнойно-септической инфекции среди новорожденных, 2 - энтеровирусной инфекции, по одному - брюшного тифа, легионеллеза, чесотки, контактного дерматита, инфекционной эритемы.

Наиболее часто вспышки регистрировались в Центральном (29 очагов), Сибирском (16 очагов), Дальневосточном (12 очагов), Уральском (11 очагов) и Южном (10 очагов) федеральных округах. Самыми неблагополучными регионами по количеству эпидемических очагов явились Московская область и г. Москва (16 очагов), Ставропольский край (5 очагов), Свердловская, Читинская области и Ханты-Мансийский автономный округ (по 4 очага).

Наибольшее число вспышек наблюдалось в детских организованных коллективах - 35 очагов (31%) (18 - в дошкольных учреждениях, 8 - в оздоровительных учреждениях, 6 - в общеобразовательных школах, 3 - в домах сирот), в лечебно-профилактических учреждениях - 25 очагов (28,4%), среди населения городов и поселков - 16 очагов (18%).

Пищевой путь передачи инфекции был реализован в 67% вспышек (59 очагов), контактно-бытовой - в 18% (16 очагов), водный - в 10% (9 очагов). Эпидемические очаги с аэрозольным механизмом передачи инфекции составили 5% (4 очага).

Причиной 78% вспышек (46 очагов) пищевого характера послужили блюда, приготовленные на пищеблоках учреждений с нарушением санитарных и технологических требований. Факторами передачи при этом наиболее часто являлись холодные закуски, не подвергающиеся повторной термической обработке. С продукцией предприятий общественного питания (холодные закуски, сложные салаты, кондитерские изделия) в структуре пищевых вспышек связано 9 очагов (15%), с продукцией промышленных молокоперерабатывающих производств - 3 (5%).

Вспышки контактно-бытового характера были обусловлены нарушениями санитарно-противоэпидемического режима в учреждениях, заносом инфекционных заболеваний больными и персоналом, несоблюдением гигиенических норм.

Эпидемические очаги с водным путем передачи инфекции были связаны с неудовлетворительным состоянием коммунальных систем, несоблюдением питьевого режима при использовании воды децентрализованных источников, а также правил водоподготовки перед подачей воды населению.

В июле - августе 2007 года среди жителей г. Верхняя Пышма Свердловской области была зарегистрирована вспышка легионеллеза с числом пострадавших более 100 человек. Причиной явилось активное размножение легионелл в системе горячего водоснабжения города в условиях длительного застоя воды при плановом отключении, теплой погоде, отсутствии дезинфекции системы перед подачей воды потребителям, недостаточной температуры воды в первые часы после возобновления горячего водопользования. Заражение пострадавших произошло вследствие вдыхания водного аэрозоля с большим количеством возбудителя.

Несмотря на положительную тенденцию к снижению числа вспышек по сравнению с предыдущим годом, необходимо указать также и на недостатки в работе специалистов Управлений Роспотребнадзора.

В первую очередь - это несвоевременное и некачественное проведение плановых мероприятий по контролю.

Так, в ходе эпидемиологического расследования вспышек в Ставропольском крае, связанных с молочной продукцией 3-х производств региона, в которых пострадало 1046 человек, в том числе 975 детей, было установлено, что плановый контроль по соблюдению требований санитарного законодательства специалистами Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю более 2-х лет не проводился на 14,8% молокоперерабатывающих производств.

В ряде случаев плановые и внеплановые проверки осуществлялись формально: в актах были неполностью отражены существующие грубые нарушения санитарных правил и норм, не предъявлялась должная требовательность к руководителям предприятий для своевременного их устранения, не был установлен надлежащий контроль за выполнением сделанных предписаний.

В некоторых регионах имелись факты выдачи санитарно-эпидемиологических заключений на объекты с изначальным несоответствием требованиям санитарного законодательства.

В качестве примера можно привести крупные вспышки сальмонеллеза с числом пострадавших более 100 человек в каждом, в ДОУ N 35 г. Твери, ДОУ "Светлячок" г. Югорск Ханты-Мансийского автономного округа, когда пищеблок, спроектированный для работы на полуфабрикатах, функционировал на сырье. При этом, несоответствие по набору помещений способствовало несоблюдению санитарных правил к технологическим процессам и содержанию пищеблоков: разделка сырой продукции проводилась в одном помещении с приготовлением холодных закусок, инвентарь использовался не по назначению, нарушались требования к хранению продуктов и срокам приготовления блюд, не соблюдались правила мытья столовой посуды, кухонного инвентаря, нормы личной гигиены.

При выдаче санитарно-эпидемиологических заключений школам перед началом учебного года не всегда обращается внимание на состояние овощехранилищ. Так, в декабре 2007 года в Прибайкальском районе Республики Бурятия была зарегистрирована вспышка псевдотуберкулеза, в которой пострадали 62 учащихся. Школа имела подсобное хозяйство и овощехранилище, которое не соответствовало санитарным требованиям. Плановая дератизация проводилась без оценки эпизоотологической ситуации. В условиях сельской местности с наступлением холодов складские помещения быстро заселились грызунами, что привело к формированию эпидемического очага.

Существенным фактором, способствующим развитию вспышек, являлся также формальный подход к гигиеническому обучению персонала пищеблоков и медицинских работников оздоровительных учреждений.

Так, при эпидемиологическом расследовании вспышки пищевой токсикоинфекции стафилококковой этиологии в загородном оздоровительном учреждении "Селен" Свердловской области было установлено, что для работы на пищеблоке были привлечены сотрудники кафе, которые прошли гигиеническое обучение, но при этом не имели опыта работы в детских учреждениях и оказались не знакомы с требованиями, предъявляемыми к приготовлению питания для разных возрастных категорий. Вследствие этого, меню лагеря состояло из сложных и разнообразных блюд, что способствовало возникновению групповой заболеваемости.

В детском оздоровительном лагере "Литвиново" Московской области, где в результате вспышки дизентерии Зонне пострадал 61 человек, больные размещались в изоляторе и реабилитационном отделении лагеря. В медицинском пункте ДОЛ учет и регистрации инфекционных заболеваний не проводились должным образом, сведения в ОРУИБ не подавались своевременно. Фактически была попытка сокрытия вспышки инфекционных заболеваний.

В некоторых городах и поселках остается острой проблема качественного водоснабжения. В одних и тех же регионах периодически возникают вспышки инфекций с водным путем передачи, при этом не решаются вопросы по благоустройству систем водопользования.

В г. Нижнем Новгороде после крупной вспышки гепатита A в 2005 году, связанной с неудовлетворительным состоянием системы водоснабжения, вопросы улучшения состояния коммунальных сетей были не решены. В 2007 г. в городе наблюдался эпидемический подъем заболеваемости энтеровирусной инфекцией, в том числе серозным менингитом, в результате которого пострадали 296 человек (265 детей). В ходе эпидемиологического расследования было установлено, что в течение летнего периода в городе 41 проба питьевой воды не соответствовала санитарным нормативам по микробиологическим показателям. При вирусологическом исследовании воды обнаружены РНК энтеровируса в 5-ти пробах, отобранных в контрольных точках открытых водоемов города. Таким образом, если коммунальное хозяйство города не будет реконструировано, то следует быть готовыми к возникновению очередных вспышек и подъемов заболеваемости любыми инфекционными нозологиями, механизм передачи которых реализуется водным путем.

При работе в очагах инфекционных заболеваний специалистами также допускался ряд недоработок, влияющих на качество и полноту противоэпидемических мероприятий. В первую очередь это касается эпидемиологического обследования очагов, одним из важнейших элементов которого является опрос пострадавших и контактных лиц. Неполный сбор эпидемиологического анамнеза в г. Твери при расследовании вспышки сальмонеллеза в детском саду привел к несвоевременному определению полного круга контактных лиц, позднему выявлению бактерионосителей и продлению периода локализации очага.

Не уделялось должного внимания ретроспективному и оперативному анализу заболеваемости с целью сопоставления уровней спорадической заболеваемости на данной территории в наблюдаемый период времени, что затрудняет своевременное определение границ эпидемического очага и организацию противоэпидемических мероприятий в полном объеме.

Одним из проблемных вопросов остается лабораторная диагностика. В 2007 году 12 вспышек (14%), зарегистрированных по оперативным данным, остались этиологически нерасшифрованными. В ряде случаев это связано не столько с материально-техническим оснащением лабораторий как ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", так и лечебно-профилактических учреждений, сколько с качеством, количеством и наименованием отобранного материала. Так, в очагах инфекционных заболеваний с доминированием клиники гастрита и гастроэнтерита (пищевые токсикоинфекции) часто не проводился отбор проб рвотных масс у пострадавших лиц, а исследования ректальных смывов и испражнений не приводили к желаемым результатам. Неправильное применение методик по концентрации проб воды снижало вероятность обнаружения вирусов в материале из окружающей среды и определения причинно-следственной связи в очагах острых кишечных инфекций.

В целях недопущения возникновения вспышек инфекционных заболеваний на территории Российской Федерации предлагаю:

1. Обеспечить своевременное и качественное проведение плановых мероприятий по контролю за соблюдением санитарного законодательства, в первую очередь, в отношении объектов пищевой промышленности, предприятий общественного питания, детских образовательных, социальных и оздоровительных учреждений, коммунального хозяйства.

2. Не допускать выдачу санитарно-эпидемиологических заключений на объекты с изначальным несоответствием требованиям санитарного законодательства.

3. Обеспечить качественное гигиеническое обучение лиц из перечня декретированных групп населения.

4. Проанализировать и заслушать на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопросы водопользования на территориях, принять меры по улучшению качества водообеспечения населения и благоустройству населенных пунктов.

5. При работе в очагах инфекционных заболеваний обеспечить полноту проведения эпидемиологического обследования с учетом данных оперативного и ретроспективного эпидемиологического анализа, принять меры к улучшению качества лабораторной диагностики.

6. Обеспечить своевременность и полноту представления внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера в соответствии с Приложением.

 

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДСТАВЛЯЕМАЯ

ВО ВНЕОЧЕРЕДНЫХ ДОНЕСЕНИЯХ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

 

1. Наименование населенного пункта, объекта, учреждения, принадлежность (для оздоровительных учреждений и др.).

2. Период времени (дата начала, дата окончания), в течение которого наблюдается ситуация.

3. Количество пострадавших, в том числе детей до 17-ти лет.

4. Диагноз (предварительный, окончательный).

5. Доминирующие симптомы заболеваний.

6. Форма и степень тяжести клинических проявлений (указать число лиц с тяжелыми и среднетяжелыми клиническими формами).

7. Число госпитализированных больных, в какое учреждение.

8. Число пострадавших и контактных лиц, в материале которых определен предполагаемый возбудитель, место и метод определения возбудителя (для диагностических систем - наименование и производитель).

9. Краткая характеристика объекта (численность учреждения, размещение, водоснабжение, канализация, организация питания).

10. Дата последнего проведения плановых мероприятий по контролю за соблюдением санитарного законодательства на объекте (документ, номер).

11. Контингенты, вовлеченные в эпидемический процесс (социальная, возрастная, половая структура, ученики определенных классов, дети каких групп, жители каких населенных пунктов, больные каких палат, отделений и т.д.).

12. Динамика развития ситуации (распределение случаев по датам заболеваний, выявлений (обращений), госпитализации).

13. Эпидемиологическая ситуация на территории (населенный пункт, субъект Российской Федерации) по предполагаемой нозологии (или группе нозологии) в предшествующий период и по среднемноголетним данным в наблюдаемый период времени.

14. Предварительный эпидемиологический диагноз (предполагаемый путь, вероятные факторы передачи инфекции, источник, возможные причины, рабочие версии, установление связи с различными производствами и предприятиями).

15. Нарушения санитарно-эпидемиологических правил на объекте (территории), выявленные при внеплановых мероприятиях по контролю и способствующие формированию эпидемического очага.

16. Нестандартные результаты лабораторных исследований с объектов внешней среды, количество отобранных проб.

17. Перечень санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по локализации и ликвидации очага, включая вопросы взаимодействия между различными учреждениями, муниципальными органами управления и др.

18. Принятые меры по выявленным нарушениям санитарного законодательства.

19. Планируемые мероприятия, потребности, проблемы.

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024