ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 19 июля 2005 г. N 0100/5550-05-32
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Как показали проверки работы
территориальных управлений по субъектам Российской Федерации и ФГУЗ "Центр
гигиены и эпидемиологии", проведенные в текущем году, территориальные
управления не владеют в полном объеме ситуацией по радиационной безопасности
населения на подконтрольной территории и не организовали пока четкое
взаимодействие по данному направлению работы с ФГУЗ.
Несмотря на проведение в течение
последних пяти лет методической работы по радиационно-гигиенической
паспортизации, до настоящего времени в радиационно-гигиенических паспортах
территорий отражены данные не более чем о 60 - 85% объектов, работающих с
источниками ионизирующего излучения. В большинстве случаев отсутствует
информация о радиационно опасных объектах, находящихся под надзором других
"ведомственных" организаций, осуществляющих санэпиднадзор. Не
отлажена работа по данному направлению с территориальными организациями
(учреждениями) министерств и ведомств: МВД, Минобороны, ФСБ, Федеральным
медико-биологическим агентством. Вопросы обеспечения радиационной безопасности
населения не находят отражения при заключении соглашений с территориальными
органами заинтересованных министерств, ведомств по обмену информацией в рамках
социально-гигиенического мониторинга.
Слабо проводится работа по организации
радиационной безопасности населения при использовании источников ионизирующего
излучения в медицинских целях и реализации Постановления Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.11.2004 N 8
"Об организации мероприятий в области обеспечения радиационной
безопасности населения".
Так, например, полностью отсутствует
информация о дозовых нагрузках и использовании средств индивидуальной защиты
пациентов при проведении рентгенодиагностических исследований детей при
диагностике аплазии, дисплазии суставов, других ортопедических заболеваний у
новорожденных и детей первых 3 лет жизни (заболевания, при которых детям делают
значительное количество исследований и контроль за дозами облучения детей и
применением средств защиты очень актуален).
Учитывая изложенное, руководителям
территориальных управлений службы следует обратить внимание на организацию
надзора за радиационной безопасностью как на территории субъекта Российской
Федерации, так и на объектах, использующих источники ионизирующего излучения.
Для разъяснения однотипных вопросов,
поступивших от территориальных управлений в Федеральную службу, было
подготовлено методическое письмо "О разграничении полномочий"
0100/2967-05-32 от 21.04.2005.
При организации работы по надзору за радиационной
безопасностью населения следует обратить внимание на следующие вопросы:
1. Для рациональной организации надзора
рекомендуется проранжировать объекты надзора по степени их радиационной
опасности (соответствие санитарно-эпидемиологического состояния санитарным
требованиям) и категории объекта. В соответствии с этим следует распределить
функции надзора за территориальными отделами и ТУ субъекта Российской
Федерации.
2. В соглашении о взаимодействии ТУ и
ФГУЗ должны быть отрегулированы особенности взаимодействия по вопросам
радиационной безопасности (выход на радиационно опасные объекты 1-й, 2-й и
частично 3-й категории должен проводиться или одновременно, или с
предварительным дозиметрическим обследованием, так как нарушения в работе
источников ионизирующего излучения можно установить только инструментальными
методами исследования).
3. В ТУ в документах на объекты,
находящиеся под надзором, следует обеспечить наличие на каждый объект или
аналитического материала по надзору до 2005 года, или акта обследования объекта
с его полным описанием по вопросам радиационной безопасности, а также
результатов лабораторных исследований и измерений.
При планировании надзора за радиационной
безопасностью необходимо включать работу по следующим основным направлениям:
- надзор за техногенными ИИИ,
используемыми в промышленности, науке, учебных заведениях и т.п.;
- надзор за медицинскими ИИИ в целях
профилактики, лечения, диагностики, выделяя наиболее значимые в отношении
радиационной безопасности для конкретного региона. Например, рентгеновская
диагностика при ортопедических обследованиях, заболеваниях новорожденных и
детей раннего дошкольного возраста, рентгеновские обследования абитуриентов
кадетских и суворовских училищ, допризывников и т.д. и т.п.;
- надзор за природными источниками
ионизирующего излучения, как за продукцией, используемой в промышленности,
строительстве и др., так и за воздействием природных источников ионизирующего
излучения на население в производственной и непроизводственной сфере;
- радиационно-гигиеническая паспортизация
организаций, территории;
- ЕСКИД (от всех видов источников);
- аварийные ситуации и их расследование;
- организационно-методическая работа,
подготовка материалов для органов исполнительной и законодательной власти, на
коллегии и пр.;
- подготовка ежегодной аналитической (в
динамике) справки по вопросам состояния радиационной безопасности как на
территории субъекта РФ, так и по отдельным неблагополучным с точки зрения
радиационной безопасности объектам, что должно находить отражение в ежегодных
государственных докладах (по субъекту РФ) и радиационно-гигиеническом паспорте
(особенно в разделе "заключение");
- мониторинг в соответствии с
требованиями МУ 2.6.1.1868-04 "Внедрение показателей радиационной
безопасности о состоянии объектов окружающей среды, в т.ч. продовольственного
сырья и пищевых продуктов, в систему социально-гигиенического мониторинга".
Рекомендуется рассмотреть вопрос о
создании на базе ФГУЗов "Центр гигиены и эпидемиологии" региональных
банков данных о дозах облучения населения от различных источников ионизирующего
излучения.
Заместитель Руководителя
Л.П.ГУЛЬЧЕНКО