МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 26 мая 2008 г. N 01/5440-8-32
О ПРОВЕРКЕ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ
В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
В целях эффективного обеспечения отдыха и
оздоровления детей в период летней оздоровительной кампании 2008 года,
комплексной защиты связанных с этим соответствующих прав граждан, контроль и
надзор за соблюдением которых возложен на Роспотребнадзор, во исполнение
решения Коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека от 16 мая 2008 г. обращаю внимание на то, что в
отношении хозяйствующих субъектов, оказывающих (предоставляющих) по возмездному
договору с гражданами услуги в сфере детского отдыха (туризма), необходимо в
установленном порядке обеспечивать применение мер ограничительного,
предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и
(или) ликвидацию последствий нарушений соответствующими лицами обязательных
требований, не только в сфере законодательства о санитарно-эпидемиологическом
благополучии, но и в области защиты прав потребителей.
Практическую работу в этом направлении
следует, в частности, вести с учетом соответствующих указаний и рекомендаций,
содержащихся в ранее направлявшихся инструктивно-методических письмах от
31.08.2007 N 0100/8935-07-32 "Об особенностях правоприменительной
практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере
туристического обслуживания" и от 24.03.2008 N 01/2555-8-32 "Об
оптимизации форм и методов работы по рассмотрению обращений потребителей".
При этом особое значение необходимости
реализации соответствующих полномочий в области законодательства о защите прав
потребителей как в части применения административных мер воздействия, так и в
части использования гражданско-правовых механизмов, следует придавать в
случаях, когда это позволяет эффективно и действенно дополнять функции по
контролю за соблюдением санитарного законодательства.
Так, следует иметь в виду, что согласно
положениям п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1
"О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) потребитель
имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была
безопасна для жизни и здоровья потребителя. При этом требования, которые должны
обеспечивать такую безопасность, являются обязательными и устанавливаются
законом или в установленном им порядке (в том числе Федеральным законом от
30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" и санитарными правилами и нормами).
Положениями ст. 4 Закона N 2300-1 также
закреплено, что услуга, оказываемая по возмездному договору, помимо
соответствия по качеству условиям договора (п. 1 ст. 4), обычным или конкретным
(заявленным) целям ее приобретения (п. п. 2, 3 ст. 4) должна соответствовать
обязательным требованиям.
В этой связи в тех случаях, когда
следствием несоблюдения соответствующих обязательных
санитарно-эпидемиологических требований явилось причинение вреда здоровью
(жизни) находящихся на отдыхе детей, такого рода факты необходимо квалифицировать
не только по нормам санитарного законодательства, но и законодательства о
защите прав потребителей. При этом потребителям, под которыми в данном случае
следует понимать обладающих гражданской дееспособностью законных представителей
несовершеннолетних - родителей, усыновителей, опекунов или попечителей (см. ст.
ст. 21, 26, 28, 31 - 36 Гражданского кодекса Российской Федерации), следует
среди прочего оказывать необходимую консультационную и практическую помощь в
деле защиты их потребительских прав, а в случае возбуждения соответствующих дел
об административных правонарушениях - разрешать вопрос об их привлечении к
участию в деле в качестве потерпевших (см. ст. ст. 25.2, 25.3 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях).
Особое внимание следует уделять более
активному формированию в рассматриваемой области судебной практики, связанной с
возмещением имущественного вреда, причиненного потребителям вследствие
недостатков услуги, правовая основа которого, а также лица, ответственные за такой
вред, сроки его возмещения и основания освобождения от ответственности
определены ст. ст. 1095 - 1098 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст.
ст. 13, 14 Закона N 2300-1.
В соответствии с указанными нормами вред,
причиненный жизни или здоровью потребителя вследствие конструктивных,
производственных или иных недостатков услуги, подлежит возмещению ее
исполнителем независимо от его вины и от того, состоял потерпевший с ним в
договорных отношениях или нет (последнее обстоятельство, по мнению Роспотребнадзора,
делает возможным распространение указанных положений гражданского
законодательства, в том числе, на тех лиц, которые получают соответствующие
виды услуг, связанные с отдыхом, оздоровлением, санаторно-курортным лечением и
т.п., в рамках осуществляемой в установленном порядке государственной
социальной помощи).
Правовыми основаниями для компенсации
потребителям морального вреда служат соответствующие положения ст. ст. 151,
1099 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 15 Закона N 2300-1.
Напоминаем, что участие территориальных
органов Роспотребнадзора в судебной защите прав потребителей регламентировано
ст. ст. 46, 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст.
40 Закона N 2300-1.
Документированную информацию об
административной и судебной практике применения территориальными органами
Роспотребнадзора законодательства о защите прав потребителей при реализации
соответствующих функций по контролю и надзору в сфере организации летнего отдыха
и оздоровления детей представить в срок до 20 сентября 2008 года.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО