МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 11 июля 2008 г. N 01/7347-8-32
О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
НАДЗОРА ЗА ИНФЕКЦИОННЫМИ БОЛЕЗНЯМИ
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека провела анализ деятельности
подведомственных органов и учреждений Роспотребнадзора по вопросам организации
и эффективности проводимых противоэпидемических (профилактических) мероприятий
в очагах инфекционных болезней.
Как показали проверки при реформировании
государственной санитарно-эпидемиологической службы в ряде субъектов Российской
Федерации не обеспечивается необходимое взаимодействие между территориальными
органами и учреждениями, что приводит к дублированию функций, нерациональному
использованию кадрового потенциала, несвоевременному расследованию причин и
условий возникновения инфекционных болезней и локализации очагов.
В целях оптимизации деятельности в
Вологодской области в структуре ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии"
был упразднен эпидотдел и оставлены лишь функции по лабораторному обеспечению
надзорной деятельности. Одновременно эпидотдел управления Роспотребнадзора был
доукомплектован специалистами и в настоящее время осуществляет все задачи по
обеспечению эпидемиологического надзора, в том числе прием и регистрацию
экстренных извещений об инфекционных и паразитарных болезнях.
Вместе с тем, нормативными документами
департамента здравоохранения Вологодской области и Управления Роспотребнадзора
по Вологодской области в лечебно-профилактических учреждениях созданы
эпидотделы, в обязанности которых вменены прием экстренных извещений на
инфекционные и паразитарные болезни с последующей передачей информации в
управление Роспотребнадзора по Вологодской области, организация и контроль за
проведением противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных болезней, а
также принятие решений о закрытии очага.
Указанные функции превышают полномочия
лечебно-профилактических учреждений и идут вразрез с действующими правовыми и
нормативными документами (52-ФЗ, Положение о Федеральной службе по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322,
санитарно-эпидемиологические правила по профилактике инфекционных болезней), в
которых данная деятельность возложена на Федеральную службу по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека.
Следует также отметить, что в ряде
субъектов Российской Федерации (Республика Хакасия, Красноярский край,
Волгоградская область и др.) выявлены серьезные недостатки в расследовании
причин и условий возникновения групповых заболеваний и вспышек инфекционных
болезней. Отмечаются факты несвоевременного эпидемиологического расследования
очагов, определения их границ, некачественный сбор эпидемиологического
анамнеза. Результатом допущенных нарушений является позднее и не в полном
объеме проведение противоэпидемических мероприятий в очагах, что приводит к
дальнейшему распространению инфекции.
В целях обеспечения действенного
государственного санитарно-эпидемиологического надзора обязываю:
1. Проанализировать деятельность
территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора по организации
эпидемиологического надзора, оценить эффективность и оперативность
противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очагах инфекционных
болезней, незамедлительно устранить выявленные недостатки.
2. Принять конкретные меры по усилению
взаимодействия территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора при
осуществлении эпидемиологического надзора.
3. Привести
организационно-распорядительные документы по разграничению функций Управлений
Роспотребнадзора и лечебно-профилактических учреждений в соответствие с
действующими нормативно-правовыми документами.
4. Доложить о проведенной работе до 1
ноября 2008 года.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО