МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 11 августа 2008 г. N 01/8691-8-32
О ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОАП РФ
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека в письмах, касающихся
применения норм Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях при проведении мероприятий по контролю и надзору неоднократно,
указывала на необходимость точного соблюдения законодательства Российской
Федерации. Указанные вопросы нашли отражение в Обзоре законодательства и
судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2008
года, который утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда Российской
Федерации от 28 мая 2008 года.
Положения Постановления Президиума
Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2008 года касаются порядка
возбуждения прокурором дел об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 28.4 КоАП предусмотрено,
что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится
постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2
КоАП.
В свою очередь, ч. 2 ст. 28.2 КоАП
устанавливает, что в протоколе об административном правонарушении указываются
дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего
протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об
административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места
жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие,
место, время совершения и событие административного правонарушения, статья
этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая
административную ответственность за данное административное правонарушение,
объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в
отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения
дела.
Следовательно, закон не обязывает
прокурора в случае возбуждения дела об административном правонарушении
ссылаться на то, что постановление вынесено в порядке осуществления надзора за
соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих
на территории Российской Федерации. Поэтому отсутствие указанных сведений в
постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении не может
служить основанием для вынесения судом определения о возвращении этого
постановления по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.7 КоАП
решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении
административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в
соответствии со ст. 28.3 данного Кодекса составлять протокол об
административном правонарушении, в виде определения, а прокурором - в виде
постановления немедленно после выявления факта совершения административного
правонарушения.
Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях не предусматривает необходимость вынесения
прокурором отдельного постановления о проведении по делу административного
расследования.
Следовательно, принятие прокурором одного
постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и о
проведении по нему административного расследования не является основанием для
вынесения судом определения о возвращении постановления по делу об
административном правонарушении по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст.
29.4 КоАП.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО