ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 11 августа 2005 г. N 0100/6399-05-32
О ВЫПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОТ 23.03.2005 N 10 "О МЕРАХ
ПО УСИЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА АВТОТРАНСПОРТОМ И УМЕНЬШЕНИЕМ
ВЛИЯНИЯ ЕГО НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ"
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека провела анализ информации,
представленной территориальными управлениями по субъектам Российской Федерации
по исполнению Постановления от 23.03.2005 N 10 "О мерах по усилению
надзора за автотранспортом и уменьшением влияния его на здоровье
населения", и сообщает.
Анализ состояния атмосферного воздуха с
учетом вклада выброса автотранспорта показал, что надзор, осуществляемый
территориальными управлениями по субъектам Российской Федерации за
автотранспортными предприятиями и организациями, обеспечивающими
функционирование автомобильного транспорта, ведется не в полном объеме, в
результате чего продолжает регистрироваться превышение предельно допустимых
концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе. В ряде субъектов Российской
Федерации (Амурская, Читинская, Новосибирская, Омская области и другие)
регистрируются превышения концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе,
составляющие более 5 ПДК.
По информации территориальных управлений
при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за
предприятиями и организациями, обеспечивающими функционирование автомобильного
транспорта, размещение гаражей, автостоянок, автозаправочных станций с
отступлением от санитарно-эпидемиологических правил и нормативов не
допускается. Объекты с несоответствием требованиям СанПина 2.2.1/2.1.1.1200-03
"Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий,
сооружений и иных объектов" отклоняются из-за недостаточности разрывов до
детских игровых площадок, детских садов, жилых домов, лечебно-профилактических
учреждений.
За 1 полугодие 2005 года рассмотрены
материалы отводов 854 земельных участков по размещению объектов транспорта,
автомагистралей, из них отклонено 198 по причине высокого расчетного
загрязнения атмосферного воздуха. Ликвидировано 204 несанкционированных стоянки
автомобильного транспорта.
Согласовано 86 проектов новых
административно-торговых комплексов с подземными многоярусными паркингами и
автостоянками (Калининградская, Читинская, Челябинская, Архангельская,
Белгородская области, Республика Тыва).
В ряде регионов (Самарская,
Волгоградская, Нижегородская, Омская, Новосибирская области) при проверке
автотранспортных предприятий выявлены следующие нарушения: отсутствие
производственного контроля, загрязнение почвы нефтепродуктами, невыполнение
мероприятий по благоустройству прилегающей территории, неполное обеспечение
спецодеждой работников, несвоевременное прохождение медосмотра,
неудовлетворительное санитарно-техническое состояние производственных
помещений, несвоевременный вывоз промышленных и твердых бытовых отходов.
При внеплановых рейдовых проверках
автозаправочных станций по выполнению Федерального закона от 22.02.2003 N 34-ФЗ
"О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в
Российской Федерации" фактов реализации этилированного бензина не выявлено
(согласно представленным паспортам качества).
Положительным следует считать поэтапный
перевод муниципального транспорта на газовое топливо. На автотранспортных
предприятиях, обеспечивающих пассажирские перевозки по маршрутам внутри
населенных пунктов, до 60% автомобилей переоборудованы и работают на
газообразном топливе вместо бензина - проводится ведомственный лабораторный
контроль за выбросами отработавших газов двигателей внутреннего сгорания на
окись углерода и углеводороды (Республика Башкортостан, Пензенская, Читинская,
Ярославская, Воронежская области и др.).
В ряде субъектов Российской Федерации,
таких как Башкортостан, Тюменская область, Северная Осетия - Алания и других,
приняты постановления Правительств регионов "О мерах по уменьшению уровня
загрязнения атмосферного воздуха", а именно составлены дислокации
автопредприятий, расположенных без учета нормативных разрывов и подлежащих
выведению из селитебной зоны, заключены соглашения с лабораториями по контролю
качества топлива в части предоставления результатов лабораторных исследований.
Территориальные управления не представили
информацию о финансировании проводимых федеральных целевых программ
"Санитарно-эпидемиологическое благополучие" (Самарская, Псковская,
Кировская области), "Чистый воздух", "Природа и человек"
(Алтайский край, Северная Осетия, Республика Башкортостан, Татарстан),
"Социально-экологическая реабилитация территории" (Тамбовская,
Воронежская, Калининградская, Камчатская, Амурская области, Алтайский край).
Таким образом, нет объективной возможности судить о реализации данных программ
и результатах проведенной работы.
Во многих субъектах Российской Федерации
ведется разработка архитектурно-градостроительной программы по строительству и
расширению автодорог (Калининградская, Омская, Читинская области, Республика
Дагестан, Татарстан, Башкортостан), строительство объездных дорог с запрещением
въезда большегрузного автотранспорта на территорию городов (Московская,
Ленинградская, Свердловская, Новосибирская области), расширение автомагистралей
и увеличение количества развязок в центре городов, тоннелей (Республика Коми,
Самарская, Тюменская, Красноярская области) являются мероприятиями, которые
позволят снизить загрязнение автомобильными потоками окружающей среды.
Разработаны программы проведения
исследования загрязнения воздуха, почвы, снежного покрова выбросами от
автотранспорта. Спланирована и проведена работа по выбросам от автотранспорта в
зависимости от удаленности от обочины дороги (Белгородская, Саратовская
области).
С нарушением срока предоставления
результатов проверок, указанного в Постановлении (1 июля 2005 года), прислали
информацию Республика Адыгея, Республика Марий Эл, Тверская, Тульская,
Вологодская, Белгородская, Ленинградская, Смоленская, Тюменская, Пермская,
Курская области, Республика Карелия, Республика Кабардино-Балкария,
Ямало-Ненецкий автономный округ.
В Эвенкийском автономном округе и
Корякском автономном округе лабораторный контроль за состоянием атмосферного
воздуха контролирующими организациями не проводится из-за слабой
материально-технической базы.
Информация некоторых территориальных
управлений носила поверхностный характер (Хабаровский край, Еврейская
автономная область, Республика Дагестан, Республика Коми, Мурманская, Брянская,
Томская и другие области).
Не представлена информация о реализации
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
по следующим субъектам: Ханты-Мансийский автономный округ, Коми-Пермяцкий
автономный округ, Республика Мордовия, Ставропольский край, Волгоградская,
Ивановская, Иркутская, Калужская, Курганская, Липецкая, Орловская области.
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека предлагает:
1. Руководителям территориальных
управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации принять дополнительные
меры по выполнению Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации Г.Г. Онищенко от 23.03.2005 N 10 "О мерах по усилению
надзора за автотранспортом и уменьшением влияния его на здоровье
населения".
2. Руководителям территориальных
управлений Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу,
Коми-Пермяцкому автономному округу, Республике Мордовия, Ставропольскому краю,
Волгоградской, Ивановской, Иркутской, Калужской, Курганской, Липецкой,
Орловской областям в трехдневный срок направить объяснения в Федеральную службу
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о причинах
невыполнения настоящего Постановления.
Заместитель Руководителя
Л.П.ГУЛЬЧЕНКО