МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 23 октября 2008 г. N 01/11938-8-32
О ПРИНЯТИИ МЕР ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ АВИАПАССАЖИРОВ,
ПОСТРАДАВШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЗАДЕРЖЕК АВИАРЕЙСОВ
(ДОПОЛНЕНИЕ К ПИСЬМУ ОТ 26.08.2008 N 01/9311-8-32)
В связи с увеличением количества
потребителей, пострадавших из-за продолжающихся по вине перевозчиков задержек рейсов
воздушных судов, в частности, ввиду последних по времени событий, связанных с
ненадлежащей организацией авиаперевозок со стороны ООО Авиакомпания
"ИНТЕРАВИА", Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека (в дополнение к ранее направленному письму
от 26.08.2008 N 01/9311-8-32) обращает внимание своих территориальных органов
на следующее.
1. С учетом характера последствий
задержек и отмены рейсов воздушных судов по вине перевозчиков наибольшую
эффективность имеет судебная защита прав потребителей.
При этом результаты соответствующих
мероприятий по контролю и надзору, проведенных территориальными органами
Роспотребнадзора в отношении авиаперевозчиков, могут быть использованы в
качестве доказательства при судебной защите прав потребителей.
Судебная защита прав потребителей с
участием Роспотребнадзора (его территориальных органов) как уполномоченного
федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области
защиты прав потребителей осуществляется по двум основным направлениям - дача
заключения по делу в целях защиты прав потребителей и обращение в суд в защиту
потребителей.
В соответствии с взаимосвязанными
положениями п. 3 ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1
"О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) и ст. 47
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ)
Роспотребнадзор (его территориальные органы) как уполномоченный федеральный
орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав
потребителей может быть привлечен судом к участию в деле или вступить в дело по
своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения
по делу в целях защиты прав потребителей.
В гражданском процессе Роспотребнадзор
(его территориальный орган), дающий заключение по делу, не подменяя истца или
ответчика, как сторону гражданского судопроизводства (ст. 38 ГПК РФ),
признается лицом, участвующим в деле (ст. 34 ГПК РФ), что помимо совершения
процессуальных действий, прямо предусмотренных ст. 47 ГПК РФ, позволяет
дополнительно реализовывать права лиц, участвующих в деле, установленные
положениями ст. 35 ГПК РФ, в том числе дает право на обжалование решения и
определений суда.
При этом порядок участия Роспотребнадзора
(его территориальных органов) в судебном заседании в указанных целях
регулируется ст. 189 ГПК РФ, устанавливающей, что после исследования всех
доказательств суд предоставляет слово для дачи заключения уполномоченному
представителю государственного органа, участвующему в процессе (в случае очного
участия).
Указанное среди прочего означает, что
заключение Роспотребнадзора (его территориальных органов) по делу в целях
защиты прав потребителей может быть дано как в устной, так и в письменной
форме. Причем такое заключение не относится к доказательствам по делу (ст. 55
ГПК РФ), в связи с чем к нему не применимы положения ст. 67 ГПК РФ об оценке
доказательств. Поэтому, если суд не согласился с заключением государственного
органа по конкретному гражданскому делу, он должен мотивировать свое несогласие
в решении.
Помимо этого, в вопросе практической
реализации Роспотребнадзором (его территориальными органами) соответствующей
функции, связанной с вступлением в гражданский процесс для дачи заключения по
делу, следует исходить из того, что ни ч. 1, ни ч. 2 ст. 47 ГПК РФ не
предусматривают оснований для отказа со стороны суда в рассмотрении
(удовлетворении) заявленного ходатайства лица, участвующего в деле (в качестве
которого, как правило, выступает заинтересованный пострадавший потребитель), о
привлечении Роспотребнадзора (его территориального органа) как государственного
органа, наделенного законом соответствующими полномочиями, для названной цели.
В этой связи любого рода отказ суда в
привлечении Роспотребнадзора (его территориальных органов) для дачи заключения
по делу будет свидетельствовать о воспрепятствовании реализации уполномоченным
органом государственной власти возложенной на него функции по защите в судебной
инстанции нарушенных гражданских прав, что, в том числе, может рассматриваться
как неправильное применение норм процессуального права, приведшее к
неправильному разрешению дела (ч. 1 ст. 330, п. 4 ч. 1 ст. 362, ч. 1 ст. 364
ГПК РФ).
2. В соответствии с взаимосвязанными
положениями п. 2 ст. 40 Закона N 2300-1 и ст. 46 ГПК РФ Роспотребнадзор (его
территориальные органы) вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав
потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с
заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной
организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального
предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за
неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.
Кроме того, положениями ст. 46 Закона N
2300-1 установлены особенности защиты прав и законных интересов неопределенного
круга потребителей.
Заявление в суд по указанным основаниям
подается от имени Роспотребнадзора (его территориальных органов). При этом
такое заявление предъявляется в суд беспошлинно, так как в соответствии с
положениями ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)
Роспотребнадзор (его территориальные органы) как орган государственной власти
не признается плательщиком государственной пошлины (также см. положения п. 13
ч. 1 ст. 333.36 НК РФ и п. 3 ст. 17 Закона N 2300-1).
В любом случае, при разрешении вопроса об
инициативном обращении в суд территориальные органы Роспотребнадзора должны
проверять - на какой круг потребителей направлены противоправные действия
(бездействие) недобросовестных хозяйствующих субъектов, привлекаемых в качестве
ответчиков по делу в сфере защиты прав потребителей.
Необходимость подачи искового заявления в
защиту отдельного потребителя или группы потребителей определяется
территориальными органами Роспотребнадзора самостоятельно, в том числе, исходя
из объективной оценки юридических последствий вступления в силу решения суда по
такому делу - актуальности, сложности, системности и социальной значимости
конкретных событий и их влияния на состояние законности в сфере защиты прав
потребителей на федеральном, региональном или муниципальном уровнях. При этом
следует иметь в виду, что возбуждение гражданского дела по заявлению
Роспотребнадзора (его территориального органа) в интересах конкретного
потребителя влечет обязательное процессуальное соучастие такого лица в качестве
истца (ч. 2 ст. 38 ГПК РФ).
Если же характер противоправных действий
(бездействия) со стороны соответствующего хозяйствующего субъекта по
объективным причинам не позволяет установить (выделить) конкретный круг лиц,
чьи потребительские права (интересы) нарушены, то в целях обеспечения
максимальной эффективности принимаемых мер, направленных на защиту и
восстановление нарушенных или нарушаемых прав граждан, следует прибегать к
предъявлению иска в интересах именно неопределенного круга потребителей.
В этой связи, в дополнение к ранее уже
неоднократно дававшимся разъяснениям и рекомендациям по вопросам судебной
защиты прав потребителей, обращаем внимание, что установление порядка и сроков
доведения до сведения потребителей решения суда по рассматриваемой категории
дел (в случае удовлетворения исковых требований) является обязательным
процессуальным действием суда (ст. 46 Закона N 2300-1), что, однако, не лишает
истца права заявить суду ходатайство о предпочтительном, с его точки зрения,
способе доведения до потребителей принятого решения (например, о его публикации
в тех или иных конкретных средствах массовой информации).
Так или иначе, непосредственный выбор
территориальными органами Роспотребнадзора направления судебной защиты прав
потребителей (конкретной формы) зависит от поставленных целей.
По смыслу положений п. 1 ст. 11 и ст. 12
Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 17 Закона N 2300-1
реализация пресекательных мер по отношению к действиям недобросовестных
хозяйствующих субъектов осуществляется исключительно судом.
Указанное означает, что при необходимости
обеспечения действенного прекращения хозяйствующим субъектом противоправных
деяний, существенно нарушающих как имущественные, так и связанные с ними личные
неимущественные права потребителей (в том числе грубо, неоднократно, массово),
территориальным органам Роспотребнадзора следует в каждом случае рассматривать
вопрос об инициативном предъявлении в суд соответствующего заявления от своего
имени, в то время как применение такой формы защиты прав потребителей в рамках
гражданского судопроизводства, как дача заключения по делу, целесообразно при
восстановлении имущественных прав конкретных потребителей, самостоятельно
обратившихся в суд, а также при рассмотрении в числе заявленных истцом
требований вопроса о компенсации ему морального вреда.
Помимо вышеизложенного Роспотребнадзор
еще раз обращает внимание территориальных органов, что в соответствии с ч. 3
ст. 30 ГПК РФ иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки,
предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном
порядке в рамках досудебного урегулирования спора была предъявлена
соответствующая претензия лицом, обладающим в этой связи необходимым в силу
закона правом. Несоблюдение обязательного, в данном случае досудебного (претензионного),
порядка урегулирования спора является основанием для возвращения искового
заявления.
В этой связи информируем о том, что
необходимые сведения о всех авиаперевозчиках (с указанием полного наименования
юридического лица, адреса его регистрации (места нахождения) и контактных
телефонов) содержатся в соответствующем Реестре (списке эксплуатантов
коммерческой гражданской авиации), размещенном на сайте Федерального агентства
воздушного транспорта (Росавиации) в сети Интернет (http://www.favt.ru).
Доведение указанных сведений до
заинтересованных потребителей следует обеспечивать в рамках оказания им
необходимой, в том числе информационно-консультативной, помощи с учетом
поручений, данных в письме Роспотребнадзора от 26.08.2008 N 01/9311-8-32.
Таким образом, территориальным органам
Роспотребнадзора необходимо повысить оперативность и эффективность всего
комплекса инициативных мер ограничительного, предупредительного и
профилактического характера, направленных на своевременную и всестороннюю
защиту прав пассажиров, пострадавших от задержек (отмены) авиарейсов, в целях
обеспечения максимально действенной реализации соответствующих полномочий,
призванных гарантировать гражданам государственную защиту их интересов в
рассматриваемой области гражданских правоотношений.
Соответствующую информацию о принимаемых
мерах, характеризующую исполнение настоящего поручения, а также поручения от
26.08.2008 N 01/9311-8-32, свидетельствующую о практическом участии
территориальных органов Роспотребнадзора в деле досудебной и судебной защиты
нарушенных прав авиапассажиров, следует представлять 1 и 15 числа каждого
месяца в Управление защиты прав потребителей в электронном виде по адресу
Muhina_SV@gsen.ru с одновременным направлением запрашиваемых материалов по
почте.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО