ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 2 сентября 2005 г. N 0100/7154-05-32
О ПИТЬЕВОМ ВОДОСНАБЖЕНИИ
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека, проанализировав состояние
централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения в Российской
Федерации, сообщает. В ряде субъектов Российской Федерации приняты региональные
программы по улучшению питьевого водоснабжения населения. Так, в Чувашской
Республике разработана целевая программа "Обеспечение населения Чувашской
Республики качественной питьевой водой на 2005 - 2008 гг.", утверждена
Указом Президента Чувашской Республики от 29.12.2001 N 142; в г.
Санкт-Петербурге разработана программа "Реконструкция и развитие систем
водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга на 2004 - 2011 гг.",
утверждена Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 N 642; в
Самарской области принята областная целевая программа "Обеспечение
населения Самарской области питьевой водой на 2004 - 2005 гг. и на период до
2010 г."; приняты региональные законы "О питьевой воде и питьевом
водоснабжении" в Оренбургской, Калининградской, Архангельской, Кемеровской
областях.
В настоящее время рассматривается проект
технического регламента "О питьевой воде и питьевом водоснабжении",
что позволит в соответствии с законом о техническом регулировании привести в
соответствие действующую нормативную базу к международным стандартам и
требованиям.
Однако состояние питьевого водоснабжения
остается одной из актуальных проблем на территории Российской Федерации.
На фоне увеличения количества
коммунальных водопроводов, повышения уровня надлежащей эксплуатации
водопроводных сооружений и организации производственного контроля качество воды
в местах водозабора и в разводящей сети существенно не изменилось в 2004 г. по
сравнению с 2003 г. и продолжает оставаться неудовлетворительным. В 2004 году в
Российской Федерации эксплуатировалось 18773 коммунальных и 44995 ведомственных
водопроводов. Не отвечали санитарным правилам и нормам в 2004 году
поверхностные источники питьевого водоснабжения - 45,5% (в 2003 году - 41,2%),
подземные - 16,7% (в 2003 году - 17,6%). Несмотря на относительную защищенность
подземных вод, которая обуславливает приоритетность их использования для
питьевого водоснабжения, к настоящему времени выявлено около 1800 очагов их
загрязнения.
Отмечается неудовлетворительное качество
воды поверхностных источников в местах водозабора по санитарно-химическим и
микробиологическим показателям в следующих субъектах Российской Федерации:
Архангельской, Кировской, Тюменской, Кемеровской, Новгородской, Костромской,
Саратовской, Самарской, Ульяновской, Ивановской областях, Республиках Саха
(Якутия), Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Ямало-Ненецком автономном округе,
Красноярском крае. В этих условиях особое значение приобретает качество очистки
и обеззараживания воды. Однако в целом по Российской Федерации положение с
очисткой и обеззараживанием на водопроводах в 2003 - 2004 годах также остается
неудовлетворительным. Количество водопроводов из поверхностных источников, не
имеющих необходимого комплекса очистных сооружений, возросло с 33,6% в 2003
году до 34,2% в 2004 году. Наибольшее число случаев отсутствия полного
комплекса очистных сооружений имеет место на водопроводах в Приволжском
федеральном округе (47%). Тяжелая ситуация с водоподготовкой сложилась в
Саратовской области, где из 231 водопровода 179 не имеют полного комплекса
очистных сооружений, в Тюменской области из 111 водопроводов 82 также не имеют
полного комплекса очистных сооружений. Отмечается увеличение процента
нестандартных проб питьевой воды по микробиологическим и санитарно-химическим показателям
в Дальневосточном и Уральском федеральных округах. Кроме того, по данным ФИФ
социально-гигиенического мониторинга в питьевой воде зафиксировано превышение
нормативов по веществам 1 класса опасности (более 1 ПДК) на территориях
Новгородской, Мурманской, Волгоградской и др. областей, Красноярском крае,
Республике Дагестан, по веществам 2 - 3 классов опасности (более 3 ПДК)
загрязнение зафиксировано на территориях 73 субъектов. Серьезной проблемой
продолжает оставаться состояние водоразводящих сетей. 19,05% проб воды из
водопроводной сети не соответствуют требованиям по санитарно-химическим и 7,87%
- по бактериологическим показателям, от 40 до 70% сетей требуют замены.
Исходя из представленных отчетных данных
за 2004 год требует особого внимания водоснабжение сельских населенных мест. Из
164957 источников нецентрализованного водоснабжения (каптажи, родники, колодцы)
141703 (22,1%) не отвечают санитарным правилам и нормам. Основными причинами
этого являются: отсутствие своевременного проведения ремонтных работ,
обеззараживания воды, слабая защищенность водоносных горизонтов, отсутствие
должной зоны санитарной охраны. Практически повсеместно колодцы не стоят на
балансе сельской администрации и остаются бесхозными. Наибольшее количество
проб воды, не отвечающих гигиеническим требованиям из источников
нецентрализованного водоснабжения по микробиологическим показателям, - в
Республиках Карелия, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, а также Владимирской,
Рязанской, Архангельской, Калужской, Вологодской и других областях, по
санитарно-химическим показателям - в Республиках Саха (Якутия), Калмыкия,
Бурятия.
Количество исследований питьевой воды
(централизованного и нецентрализованного водоснабжения) проводится крайне
недостаточно, менее 10 проб в год в среднем на территориях ряда субъектов
Российской Федерации (в Читинской, Свердловской, Кемеровской и др. областях,
Красноярском крае, Республиках Коми, Алтай, Татарстан, Хакасия, Дагестан и
др.). Планы производственного контроля за питьевым водоснабжением либо
отсутствуют, либо не отвечают поставленным задачам, а точки отбора проб воды
выбираются без учета "критических" мест в системе водоснабжения и,
следовательно, не дают репрезентативных результатов. Все это говорит об
отсутствии надежного контроля качества питьевой воды. В 2004 г. на территории
Российской Федерации зарегистрировано 19 вспышек водного характера (в 2003 г. -
16) с числом пострадавших 1715 человек. Наиболее крупные очаги групповой
заболеваемости острыми кишечными инфекциями, связанной с водным фактором, были
зарегистрированы среди населения Республики Дагестан (402 человека
пострадавших), г. Новомосковске Тульской области (466 человек пострадавших). В
последние годы обращает на себя внимание повышенная заболеваемость
энтеровирусной инфекцией, связанная с употреблением недоброкачественной
питьевой воды, на территориях Уральского и Сибирского федеральных округов
(Свердловская, Иркутская, Новосибирская области, Красноярский край, Республики
Бурятия и Калмыкия).
Учитывая изложенное, с целью обеспечения
безопасности питьевой воды необходимо:
Активизировать работу по участию в
формировании и реализации программ по улучшению питьевого водоснабжения в
субъектах Российской Федерации.
Потребовать от индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию
централизованных систем водоснабжения и распределительной сети, обеспечение
соответствия качества питьевой воды санитарным нормам и правилам.
Обратить внимание на неудовлетворительный
мониторинг качества питьевой воды, выбор адресных мест и точек отбора проб.
Ужесточить требования к
санитарно-эпидемиологическому состоянию производства питьевой воды, организации
зон санитарной охраны питьевых водоисточников.
Принять меры по информированию и
санитарному просвещению населения в сельской местности по правильному
использованию и содержанию систем водоснабжения.
О принятых мерах, в т.ч. по выполнению
мероприятий, изложенных в письмах Роспотребнадзора (N 0100/5000-05-32 от
30.06.2005 "О нарушении СанПиН в 1 и 2 поясах ЗСО поверхностных источников
централизованного питьевого водоснабжения" и N 0100/4996-05-22 от
20.06.2005 "О санитарно-эпидемиологической безопасности синтетических
полиэлектролитов, применяемых в практике водоподготовки"), по обеспечению
населения доброкачественной питьевой водой, сообщить в адрес Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 1
декабря 2005 года.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО