МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 28 ноября 2008 г. N 01/14008-8-32
О САЙТАХ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ
В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
Важным каналом информирования населения,
органов власти, специалистов являются интернет-сайты органов и организаций
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 12 февраля 2003 г. N 98 "Об обеспечении доступа к информации
о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной
власти" утвержден Перечень сведений о деятельности Правительства
Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных
для размещения в информационных системах общего пользования, а также поручено
своевременно и регулярно размещать указанные информационные ресурсы в
информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет.
Как свидетельствует анализ реализации
указанного Постановления Правительства Российской Федерации в органах и
организациях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, сайты ряда управлений Федеральной службы по субъектам
Российской Федерации мало информативны, информация размещается и обновляется
нерегулярно, в некоторых организациях сайты не созданы.
Анализ эффективности существующей системы
сайтов органов и организаций, подведомственных Роспотребнадзору, выполненный по
заказу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека компанией "ФМФ", выявил ряд серьезных
несоответствий действующих интернет-ресурсов органов и организаций Федеральной
службы общей стратегии взаимодействия Роспотребнадзора с интернет-аудиториями и
информационным потребностям потенциальных представителей целевых групп.
С целью реализации Постановления
Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. N 98 "Об
обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской
Федерации и федеральных органов исполнительной власти" и обеспечения
эффективного представительства органов и организаций Федеральной службы в сети
Интернет предлагаю запланировать и в течение первого полугодия 2009 года
реализовать мероприятия по приведению сайтов в соответствие с установленными
требованиями, а также обеспечению их внешнего единообразия и единой
программно-технической базы, исходя из следующих требований:
- соответствие информационного наполнения
сайта Перечню сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и
федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в
информационных системах общего пользования, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. N 98;
- унификация доменных имен сайтов на
основе домена Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека;
- недопустимость размещения сайта на
веб-серверах общего пользования и за пределами Российской Федерации;
- унификация информационно-технических
возможностей сайтов, приведение их в соответствие с возможностями сайта
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека;
- формирование единого дизайна сайта на
основе дизайна сайта Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека.
При работе по улучшению доступа граждан и
организаций к информации о деятельности органов и организаций Федеральной
службы следует исходить из того, что сайт должен быть создан в каждом
управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека по субъекту Российской Федерации и в каждой организации.
Допускается создание единого сайта для управления Федеральной службы по
субъекту Российской Федерации и соответствующего центра гигиены и
эпидемиологии.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ С
САЙТАМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНИЙ
И ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В
СФЕРЕ
ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
И ВОЗМОЖНЫЕ МЕРЫ СИСТЕМНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
1 ноября 2008 года состоялся запуск
нового сайта-представительства Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека в сети Интернет. В качестве
разработчика данного проекта Федеральной службой была привлечена компания ООО
"ФМФ". Специалисты компании в сжатые сроки провели предпроектный
анализ, разработали структуру сайта, эксклюзивный дизайн, систему управления,
перенесли и адаптировали базу данных. Новый сайт получил высокие оценки
пользователей всех уровней за удобную и логичную систему навигации, скорость
работы, органичную адаптацию фирменного стиля Роспотребнадзора. Запустив сайт,
компания "ФМФ" начала работы по информационной поддержке ресурса, в
ежедневном режиме осуществляя мониторинг посещений сайта, повышая уровень его
соответствия информационным потребностями всех сегментов целевой аудитории,
добавляя новые сервисы и функции. В настоящее время компания-разработчик
последовательно решает задачи, поставленные в рамках стратегической цели, -
сделать лучший интернет-ресурс среди всех федеральных служб и ведомств.
На данном этапе проекта считаем нужным
отметить, что достижение поставленной стратегической цели требует комплексного
подхода, включающего работу с интернет-ресурсами различных организаций
Роспотребнадзора, а именно:
- территориальных управлений;
- научно-исследовательских институтов;
- противочумных учреждений (в настоящее
время представительства в Интернете не имеют).
По указанию Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека компания
"ФМФ" провела анализ эффективности существующей системы сайтов
органов и организаций, подведомственных Роспотребнадзору. Аналитическая работа
осуществлялась с учетом следующих исходных данных, критериев оценки и
первоочередных задач:
- Соответствие информационного наполнения
сайта требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 12
февраля 2003 г. N 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности
Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной
власти".
- Наличие единого фирменного стиля Федеральной
службы.
- Обеспечение удобства доступа к
информации и последующей с ней работы.
- Практика функционирования аналогичных
федеральных и региональных ресурсов у других Федеральных служб и ведомств.
В результате проведенного анализа был
выявлен ряд серьезных несоответствий действующих интернет-ресурсов организаций
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека общей стратегии взаимодействия Роспотребнадзора с интернет-аудиториями
и информационным потребностям потенциальных представителей целевых групп.
Между тем, задача, сформулированная
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. N 98,
подразумевает обеспечение гражданам полноценного, постоянного и оперативного
доступа не только к информационным ресурсам Центрального аппарата Федеральной
службы, но и к данным о деятельности всех организаций. Выполнение этой задачи
требует единого комплексного подхода, позволяющего выстроить единую логичную
систему интерактивного взаимодействия федерального центра и регионов и
предотвратить возможную дезинтеграцию как в системе интернет-навигации, так и в
общей структуре координации деятельности всех организаций.
Единый комплексный подход должен включать:
1. Общую доменную зону (корневой каталог
и субдомены регионов), как это сделано, например, у ФНС России (www.nalog.ru).
В настоящее время диапазон доменов, используемых организациями
Роспотребнадзора, включает множество вариантов, неудобных для пользователей и
негативно влияющих на имидж структуры в целом, - от доменов четвертого уровня
до размещения страниц на бесплатных доменах типа Narod.ru. Мы предлагаем
использовать удобный и логичный принцип, который прочно вошел в российскую
практику, - территориальное управление использует домен третьего уровня,
основанный на домене Центрального аппарата - rospotrebnadzor.ru.
Например:
Управление по Челябинской области -
r74.rospotrebnadzor.ru (варианты - 74.rospotrebnadzor.ru; r74.gsen.ru)
Управление по Оренбургской области -
r56.rospotrebnadzor.ru
Управление по Мурманской области -
r51.rospotrebnadzor.ru
Включение официальной нумерации субъектов
Российской Федерации в доменное имя позволит гражданам оперативно находить
представительство в своем регионе через общую систему навигации. При этом ни
один посетитель, пришедший на предыдущий домен, не будет потерян - будет
функционировать переадресация на новый. Плюс единого подхода - не только в
запоминаемости, но и в управляемости, централизации, логичности доменной структуры
всей службы (подчиненность территориальных структур единому центру).
2. Единый хостинг-центр для всех сайтов
структурных подразделений Роспотребнадзора.
Текущая ситуация с хостингом аналогична
ситуации с доменами. Некоторые организации используют бесплатный и крайне
ненадежный хостинг Narod.ru, заказывают хостинг в компании Республики Беларусь,
физически размещающей свои серверы в США, куда в итоге и поступают все данные,
вплоть до документов с грифом "Для служебного пользования", и т.д.
Централизация (объединение) хостинга
обеспечит не только существенный экономический эффект, но и повысит надежность
всей системы, гарантирует информационную безопасность и сохранность баз данных
региональных управлений, как это выполнено в рамках работ над сайтом Центрального
аппарата Роспотребнадзора.
Проведенный анализ также показал, что не
все территориальные управления могут обеспечить постоянный круглосуточный
доступ к своим сайтам. На момент проведения анализа часть сайтов не отвечал.
Подобные проблемы могут носить временный характер, но разнородность
хостинг-площадок, в любом случае, не может гарантировать отсутствие и
оперативное устранение таких проблем.
3. Единая информационно-техническая
поддержка.
В настоящее время каждое территориальное
управление осуществляет поддержку сайта самостоятельно либо заказывает эти
услуги у сторонних организаций. В результате, размещенные на сайтах данные
разнородны по объему и качеству контента, отсутствует оперативность размещения.
Например, под рубрикой "новости" могут размещаться как качественные
информационные сообщения, публикуемые на регулярной основе, так и устаревшие
архивные файлы. Кроме того, из-за отсутствия единой концепции размещения
контента, некоторые представительства публикуют на своих ресурсах сообщения
Центрального аппарата, другие же эту информацию не дублируют ни в оригинальном,
ни в переработанном виде. При этом, часть сообщений общефедерального значения
представляет важность и для региональных интернет-пользователей.
Единая информационная политика и основанная
на ней скоординированная поддержка сайтов позволит:
- на всех уровнях оперативно
транслировать стратегически важную информацию общефедерального значения в
соответствии с поставленными задачами;
- обеспечить публикацию региональной
информации в единой стилистике и на регулярной основе;
- обеспечить равный доступ целевых
аудиторий к информации всех уровней.
В совокупности, все составляющие
предлагаемого комплексного подхода позволят выполнить важнейшие условия доступа
к информации, определенные Постановлением Правительства Российской Федерации от
12 февраля 2003 г. N 98:
- исчерпывающий перечень обязательных
сведений, размещаемых в сети Интернет;
- регулярность и оперативность обновления
информации;
- обеспечение доступа граждан и
организаций к открытой и прозрачной информации о деятельности Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее
органов и организаций.
4. Единый фирменный стиль для всех сайтов
структурных подразделений.
Соблюдение данного требования имеет стратегически
важное значение, поскольку именно единый фирменный стиль является
основополагающим элементом имиджа Службы в целом и ее организаций в частности.
Подведомственные организации должны выступать в единой стилистической структуре
с Федеральной службой, а визуальное и контент оформление
интернет-представительств является наглядной демонстрацией этой структуры.
Фирменный стиль решает не только художественные задачи, но и дает четкое
понимание о единстве Федеральной службы.
Понятие о едином фирменном стиле включает
следующие направления:
- Дизайн.
Как показал проведенный анализ, при всем
разнообразии стилистических решений ни один сайт не был оформлен с
использованием фирменного стиля Роспотребнадзора. По оформлению многих сайтов в
принципе невозможно догадаться о какой-либо связи представленной на сайте
структуры с Роспотребнадзором.
Собственная стилистическая надстройка в
оформлении интернет-представительств организаций допустима, но она не должна
противоречить стилистике Роспотребнадзора, напротив, должна органично
сочетаться с ней.
- Логика сайта и его функционирования
(базы данных, система управления сайтом).
Это не самая заметная, однако
исключительно важная часть сайта. Единое решение этого вопроса дает возможность
создания единой структуры не только каталогов с информацией, но и методов
демонстрации конкретных сообщений.
Технические, программные возможности
сайта, принципы работы с информацией должны быть унифицированы и обеспечивать
удобство, доступность, интуитивную ожидаемость. Набор сервисов также должен
быть унифицирован и отвечать запросам целевой аудитории.
Вместе с тем, сайт должен учитывать
специфику отдельного региона.
Использование единых стандартов является
необходимым для дальнейшего объединения информационных ресурсов, облегчения
операций с массивами информации, находящимися в региональных базах данных, что
в настоящее время невозможно сделать в принципе.