МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 17 декабря 2008 г. N 01/15180-8-32
О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ В ЗОНАХ
РАСПОЛОЖЕНИЯ АЭРОПОРТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека, проанализировав
санитарно-эпидемиологическую обстановку в зонах расположения аэропортов
Российской Федерации, сообщает.
На территории Российской Федерации надзор
осуществляется за 55 аэропортами международного значения, 51 аэропортом
федерального значения и 128 аэропортами местного значения. Из них в черте
города расположены: 25 - международного значения, 19 - федерального значения и
32 - местного значения. В зоне сверхнормативного шума находятся в общей
сложности 321 населенный пункт. Под воздействием сверхнормативного шума от
аэропортов международного значения находится 2765673 человека, аэропортов
федерального значения - 342316 человек и местного значения - 186560 человек.
Результаты измерений уровней шума на территории жилой застройки по
максимальному уровню составляют от 60 до 100 дБА, по эквивалентному уровню - от
50 до 80 дБА, что превышает нормируемые уровни от 5 до 45 дБА и от 10 до 40 дБА
соответственно.
К территориям с наибольшим количеством
населения, проживающего в санитарно-защитной зоне аэропортов или
подвергающегося сверхнормативному уровню шума, относятся: Москва - 1500000
человек, Иркутская область - 310000, Московская область - 140000, Приморский
край - 120000, Свердловская область - 60700, Красноярский край - 46060,
Краснодарский край - 46250.
В последние годы акустическая обстановка
в зоне расположения крупных аэропортов Российской Федерации резко ухудшилась,
что связано с увеличением полетов самолетов и невыполнением в соответствии с
регламентом замены парка воздушных судов. Во многих аэропортах планируется
проведение реконструкции, в том числе связанной с удлинением взлетно-посадочных
полос, что также приведет к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки.
Кроме того, участились случаи размещения
жилой застройки в зоне расположения крупных аэропортов Российской Федерации. В
результате возросло количество жалоб населения на авиационный шум, число
судебных процессов, в которых сторонами конфликта выступают население,
авиапредприятия и строительные организации.
Критерием правомерности строительства
вокруг аэропортов являются обоснованные и четко обозначенные границы
санитарно-защитной зоны (СЗЗ), соблюдение которых будет важнейшей мерой
профилактики неблагоприятного воздействия на здоровье населения.
В соответствии с СанПиН
2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация
предприятий, сооружений и иных объектов" в новой редакции аэропорты
относятся к внекатегорийным объектам, для которых санитарно-защитная зона (СЗЗ)
определяется в каждом конкретном случае решением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации.
При рассмотрении проектов СЗЗ следует
обращать внимание, что в соответствии с новой редакцией СанПиН
2.2.1/2.1.1.1200-03 должна быть обоснована санитарно-защитная зона для объектов
наземного базирования аэропорта, а также санитарные разрывы от трассы пролета
воздушных судов.
В составе проектов СЗЗ аэропортов должны
быть учтены авиационные компании, арендующие территорию аэропорта (парковка
воздушных судов, режим взлет-посадка, техническое обслуживание), иные объекты,
базирующиеся на территории аэропортов.
В настоящее время границы
санитарно-защитных зон (СЗЗ) вокруг многих аэропортов не определены, а
имеющиеся санитарно-защитные зоны требуют пересмотра с учетом изменения
интенсивности полетов и парка воздушных судов, а также реконструкции
аэропортов.
Принимая во внимание изложенное,
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения, недопущения нарушений прав граждан на охрану здоровья и
благоприятную среду обитания предлагает:
1. Потребовать от владельцев аэропортов
разработку проектов организации и благоустройства СЗЗ с целью установления
(уточнения) границ СЗЗ, перечень мероприятий по их организации и
благоустройству, снижению уровней шума и других физических факторов;
2. Информацию об организации СЗЗ,
состоянии загрязнения атмосферного воздуха химическими примесями и физического
воздействия на атмосферный воздух представлять в начале года (март) в наш адрес
при сдаче годового отчета.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО