МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 18 декабря 2008 г. N 01/15277-8-32
ОБ ИТОГАХ ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ 2008 ГОДА
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека, проанализировав итоги летней
оздоровительной кампании 2008 года и данные формы государственного и
ведомственного статистического наблюдения "Итоги летней оздоровительной
кампании 2008 года в Российской Федерации", сообщает следующее.
В целях обеспечения эффективного отдыха и
оздоровления детей и во исполнение Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",
Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2008 N 148 "Об
обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008 - 2010 годах",
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
N 23 от 01.04.2008 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей
в 2008 - 2010 годах" при подготовке к летней оздоровительной кампании 2008
года Роспотребнадзором во всех субъектах Российской Федерации были проведены
семинары с руководителями оздоровительных учреждений, медицинскими работниками,
педагогами и сотрудниками пищеблоков по соблюдению санитарного
законодательства, противоэпидемического режима при обслуживании детей, по
организации рационального питания в летних оздоровительных учреждениях.
Координация работы всех служб и ведомств по обеспечению отдыха и оздоровления
детей осуществлялась областными советами и межведомственными комиссиями, в
составе которых работали начальники отделов санитарного надзора управлений
Роспотребнадзора.
В 2008 году количество летних
оздоровительных учреждений, функционирующих на территории Российской Федерации,
уменьшилось на 1438 и составило 58745 учреждений, в которых отдохнули 6055723
ребенка.
По сравнению с 2007 г. снизилось
количество загородных дошкольных учреждений (на 7), загородных стационарных
лагерей (на 225), лагерей с дневным пребыванием детей (на 1648), санаторных
оздоровительных лагерей (на 40). Количество профильных оздоровительных лагерей
увеличилось на 454.
В Республике Бурятия количество ЛОУ
сократилось на 368 учреждений, в Ивановской области - на 208, в Волгоградской
области - на 157, в Кировской области - на 143, в Свердловской области - на
126, в Республике Тыва - на 107, в Ярославской области - на 105.
Вместе с тем, количество ЛОУ увеличилось
в Республике Саха (Якутия) на 292 учреждения, в Московской области - на 202, в
Чувашской Республике - на 200, в Нижегородской области - на 111.
В период подготовки к открытию летних
оздоровительных учреждений специалистами органов Роспотребнадзора было
проведено более 57,3 тыс. санитарно-эпидемиологических обследований объектов,
из них 69,4% - с лабораторными исследованиями и инструментальными замерами.
Без согласования с Роспотребнадзором в
2008 г. было открыто 51 учреждение - 27 профильных оздоровительных учреждений,
12 загородных лагерей, 10 лагерей с дневным пребыванием детей, 1
санаторно-оздоровительный лагерь и 1 загородное дошкольное учреждение
(Республика Тыва, Республика Саха (Якутия), Мурманская, Омская, Читинская
области, г. Москва, г. Санкт-Петербург, учреждения, принадлежащие ОАО
"РЖД").
В период подготовки к летней
оздоровительной кампании 2008 года с целью улучшения материально-технической
базы летних оздоровительных учреждений во всех субъектах Российской Федерации
проводились реконструкция и капитальный ремонт зданий, ревизии систем
водоснабжения и канализации, замена санитарно-технического, холодильного и
технологического оборудования, замена твердого и мягкого инвентаря. Для
обеспечения учреждений доброкачественной водой в ряде регионов ЛОУ имеют
собственные артезианские скважины. Увеличилось количество учреждений, в которых
установлены очистные фильтры на системы водоснабжения, обеспечено бесперебойное
горячее водоснабжение. Для возможности функционирования в случае аварийных ситуаций
некоторые учреждения оборудованы автономными источниками энергоснабжения.
В период проведения летней
оздоровительной кампании 2008 года отмечены случаи возникновения аварийных
ситуаций. Аварии систем электроснабжения были зарегистрированы в Самарской, Свердловской,
Тульской областях, Хабаровском крае.
Аварии на системах водоснабжения были
зарегистрированы в Мурманской и Смоленской областях.
Случаев возникновения массовых
инфекционных заболеваний и отравлений среди детей вследствие аварийных ситуаций
не зарегистрировано.
Проведенные исследования воды из
бассейнов летних оздоровительных учреждений показали, что 5,2% проб не
соответствуют нормам по санитарно-химическим показателям (в 2007 г. - 5,8%),
4,3% - по микробиологическим показателям (в 2007 г. - 4,2%), 0,3% - по
паразитологическим показателям (в 2007 г. - 0,3%).
Среди исследований воды из водоемов,
используемых для купания детей, в целом по Российской Федерации 5,9% проб не
соответствуют санитарному законодательству по санитарно-химическим показателям
(в 2007 г. - 6,7%), 7,2% - по микробиологическим показателям (в 2007 г. - 8,7%)
и 0,7% - по паразитологическим показателям (в 2007 г. - 0,7%).
В 2008 году количество летних
оздоровительных учреждений, не имеющих централизованного водоснабжения,
составило 4620 (7,9%), что на 435 учреждений меньше, чем в 2007 году, из них
3019 (65,3%) учреждений работали на привозной воде.
В 2008 году всего по Российской Федерации
было отобрано 145167 проб на санитарно-химические, микробиологические и
паразитологические показатели (в 2007 г. - 161693 пробы).
Качество и безопасность водоснабжения ЛОУ
напрямую связаны с водоснабжением региона в целом.
В 2008 году увеличился процент проб воду
из источников нецентрализованного водоснабжения, неудовлетворительных по
санитарно-химическим и микробиологическим показателям, а также проб, не соответствующих
нормам по санитарно-химическим показателям, из разводящей сети.
Общее количество проб воды из источников
централизованного водоснабжения в 2008 году составило 16174, из них 7161 проба
на санитарно-химические показатели и 9013 проб на микробиологические
показатели.
Количество ЛОУ, использующих источники
нецентрализованного водоснабжения, составляет 4620 (7,9% от числа учреждений),
что на 435 учреждений меньше, чем в 2007 г. Всего в период подготовки и
проведения летней оздоровительной кампании 2008 года было отобрано 9516 проб (в
2007 г. - 10139) воды из источников нецентрализованного водоснабжения, в том
числе 3173 пробы на санитарно-химические показатели, 5899 проб на
микробиологические показатели и 444 пробы на паразитологические показатели.
Не проводили исследования воды из
источников нецентрализованного водоснабжения при наличии ЛОУ, использующих их,
в Вологодской области, городе Санкт-Петербурге, Карачаево-Черкесской
Республике, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Марий Эл, Ямало-Ненецком
АО.
Правильно организованное питание,
соответствующее потребностям детского организма, является неотъемлемой
составляющей оздоровления в летний период.
7 - 10 - дневные меню в обязательном
порядке согласовывались с Роспотребнадзором.
Питание детей в оздоровительных
учреждениях летом 2008 года было организовано исходя из местных расценок на
продукты питания. В целом по стационарным загородным лагерям на сумму 120 - 150
рублей в день при 4 - 5 - разовом питании (в 2007 г. - 113 - 140 руб.).
В учреждениях с дневным пребыванием дети
питались 2 - 3 раза в день на сумму 50 - 90 рублей (в 2007 г. - 60 - 73 руб.).
Для учреждений санаторного типа в среднем
дотации составляли 140 - 200 рублей при 6 - разовом питании (в 2007 г. - 129 -
148 руб.).
В 2008 году объем лабораторного контроля
продовольственного сырья и готовой продукции по сравнению с 2007 г. уменьшился
на 10518 исследований.
Наибольший удельный вес
неудовлетворительных проб продовольственного сырья по санитарно-химическим
показателям отмечен в Дальневосточном федеральном округе (Республика Саха
(Якутия), Хабаровский край, Камчатский край, Сахалинская область).
В летнюю оздоровительную кампанию 2008 г.
было установлено невыполнение норм питания по таким продуктам как мясо, рыба,
овощи, фрукты, молоко и кисломолочные продукты в большинстве регионов.
Отмечались случаи восполнения калорийности за счет превышения содержания в
рационах питания круп, макаронных и кондитерских изделий.
Такие нарушения были отмечены в
Ивановской, Архангельской, Саратовской областях и др.
В период подготовки учреждений к летней
оздоровительной кампании в целях улучшения материально-технической базы и
санитарно-эпидемического состояния пищеблоков летних оздоровительных учреждений
были проведены ремонтно-восстановительные работы в помещениях, на инженерных
коммуникациях, заменено и отремонтировано технологическое и холодильное
оборудование, инвентарь, посуда, моющие, чистящие и дезинфекционные средства,
проведены дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия,
укомплектование квалифицированными кадрами, прошедшими гигиеническое обучение.
Сохраняется тенденция снижения уровня
заболеваемости детей в летних оздоровительных учреждениях. В 2008 году
зарегистрированы 70256 случаев заболеваний в целом по ЛОУ России (11,6 случаев на
1000 отдохнувших детей).
Уменьшение количества случаев заболеваний
отмечено во всех типах ЛОУ, кроме дошкольных оздоровительных учреждений, где по
сравнению с 2007 г. число заболевших увеличилось на 34 и составило 956 детей (в
2007 г. - 922).
Наиболее высокие показатели
заболеваемости регистрируются в загородных стационарных лагерях, в загородных
дошкольных учреждениях.
В течение летней оздоровительной кампании
2008 года зарегистрировано 2 случая смерти детей (в 2007 г. - 3 случая). В
Читинской области в палаточном лагере "Альтаир" смертельная травма
головы при игре в волейбол. В Пермском крае - несчастный случай в бассейне.
В период проведения летней
оздоровительной кампании 2008 года среди отдыхающих детей и персонала ЛОУ было
зарегистрировано 14 вспышек инфекционных заболеваний, пострадал 561 человек, в
том числе 531 ребенок до 17-ти лет.
В 78,6% случаев инфекции передавались
пищевым путем. Причинами явились нарушения законодательства в области
организации питания детей: несоблюдение правил доставки, приема и хранения
пищевых продуктов, режима содержания пищеблоков, технологии приготовления
готовых блюд, обработки посуды, кухонного инвентаря и оборудования, личной
гигиены.
Этиологическая структура очагов была
представлена:
- 4 вспышки пищевой токсикоинфекции (3 -
стафилококковой природы (Сахалинская, Тульская области, Красноярский край), 1 -
энтеробактериальной (Амурская область, РЖД);
- 2 вспышки псевдотуберкулеза (вовлечение
детских оздоровительных учреждений в единый очаг, Красноярский край);
- 2 вспышки аденовирусной инфекции
(Волгоградская, Липецкая области);
- 2 вспышки норовирусной инфекции
(Красноярский край, Ярославская область);
- 1 очаг стрептококковой инфекции
(Читинская область);
- 1 очаг энтеровирусной инфекции
(Красноярский край);
- 1 очаг микроспории (Свердловская
область).
Оздоровление детей в летний период
предполагает создание условий и проведение комплекса мероприятий, направленных
на охрану и укрепление их здоровья, а также расширение адаптационных
возможностей.
В летних оздоровительных учреждениях
проводятся комплексы оздоровительных мероприятий, включающие ежедневные
утренние зарядки, закаливание, подвижные игры на свежем воздухе, спортивные
состязания, а также при необходимости медицинские консультации.
Оценка эффективности оздоровления
проводилась на основании данных о заболеваемости в ЛОУ, о физическом развитии
детей, физической подготовленности, антропометрических показателей,
функциональных проб (ортостатической, пробы Генча, ЖЕЛ) в начале и в конце
смены:
В среднем по Российской Федерации
выраженный оздоровительный эффект от летнего отдыха отмечен у 79,1% детей.
Самый высокий процент детей с отсутствием
оздоровительного эффекта или ухудшением состояния здоровья отмечен в
Архангельской области (13,0%), Ярославской области (12,4%), Сахалинской области
(11,8%).
В ходе летней оздоровительной кампании
2008 года специалистами органов Роспотребнадзора было наложено 15370 штрафов на
сумму более 21,9 млн. рублей, из них взыскано 77,3% на сумму более 15,3 млн.
рублей.
В 2008 году было передано судьям 54 дела
о приостановлении деятельности (в 2007 г. - 43), эксплуатация 39 объектов была
приостановлена (в 2007 г. - 36).
Вынесено 10 постановлений о направлении
материалов в правоохранительные органы, из них по 3 постановлениям приняты решения
о привлечении к уголовной ответственности.
По предложению органов Роспотребнадзора в
период летней оздоровительной кампании было отстранено от работы 1907
сотрудников оздоровительных учреждений (в 2007 г. - 2734), в том числе 727
человек по загородным стационарным лагерям (в 2007 г. - 998) и 612 человек по
лагерям с дневным пребыванием детей и подростков (в 2007 г. - 1389).
Основными причинами применения мер
административного воздействия являлись неудовлетворительные результаты
лабораторных исследований готовых блюд по микробиологическим показателям и по
калорийности, несоблюдение технологии приготовления блюд, несоблюдение
санитарно-противоэпидемического режима при эксплуатации жилых корпусов и на
пищеблоке, нарушение санитарного законодательства при эксплуатации мест
купания, нарушения требований при допуске персонала к работе.
Анализ ситуации в летних оздоровительных
учреждениях в течение нескольких лет позволил выявить основные проблемы,
возникающие при проведении летних оздоровительных кампаний. Особенно
актуальными остаются вопросы, связанные с качеством и безопасностью воды
питьевой, организацией рационального сбалансированного питания, обеспечением
педагогическим персоналом и сотрудниками пищеблоков, медицинскими работниками,
проведением медицинских осмотров и иммунизации детей, приезжающих из
неблагополучных по инфекционным заболеваниям регионов.
По данным формы государственного
статистического наблюдения N 21 "Санитарно-эпидемиологическое состояние
детских и подростковых летних оздоровительных учреждений", в 2008 году
отмечается снижение количества ЛОУ по сравнению с 2007 г. По-прежнему остается
большим количество ЛОУ, начавших работу без санитарно-эпидемиологического
заключения.
На протяжении нескольких лет остается
нерешенным ряд проблем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
детей в период проведения оздоровительных кампаний:
- Некоторое ухудшение качества воды из
источников свидетельствует о необходимости проведения дополнительных
мероприятий по обеспечению ЛОУ доброкачественной питьевой водой.
- Возросло количество массовых
инфекционных заболеваний с большим числом пострадавших детей, основными
причинами которых послужили нарушения санитарного законодательства при работе
пищеблоков, что свидетельствует о недобросовестном отношении администраций
оздоровительных учреждений к соблюдению санитарно-эпидемиологических норм и
правил.
- В большинстве субъектов Российской
Федерации продолжают регистрироваться нарушения санитарного законодательства,
создающие угрозу возникновения массовых инфекционных заболеваний и пищевых
отравлений.
- Возникновение аварийных ситуаций
природного или антропогенного характера, связанных с нарушениями
электроснабжения и водоснабжения в летних оздоровительных учреждениях и
создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию отдыхающих детей,
требует учета технического состояния коммуникаций при составлении перечня
мероприятий планов-заданий проверки.
Для подготовки детских оздоровительных
учреждений к работе в летнюю оздоровительную кампанию 2009 года необходимо
решить следующие задачи:
1. Предложить органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации заслушать по итогам летней
оздоровительной кампании 2008 года вопрос о санитарно-эпидемиологическом
состоянии детских оздоровительных учреждений, обратив особое внимание на
необходимость их подготовки к летней оздоровительной кампании 2009 года и
принятие первоочередных мер, направленных на соблюдение требований
санитарно-эпидемиологических правил и норм.
2. Управлениям Роспотребнадзора по
субъектам Российской Федерации совместно с управлениями образований подготовить
предложения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации о
разработке и реализации региональных программ, направленных на улучшение
материально-технической базы детских оздоровительных учреждений и строительство
новых.
3. Администрациям организаций, на балансе
которых находятся детские оздоровительные учреждения, а также руководителям
этих учреждений:
- Обеспечить в каждом оздоровительном
учреждении соблюдение требований санитарного законодательства.
- Разработать по каждому оздоровительному
учреждению перспективные планы и обеспечить 100% выполнение всех
запланированных мероприятий по развитию материально-технической базы,
предусмотрев при этом изменение необходимых объемно-планировочных решений
помещений, обеспечение качества воды хозяйственно-питьевого назначения,
обеспечение оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями
санитарного законодательства.
- Обеспечить в каждом оздоровительном
учреждении 100% выполнение меню в период функционирования учреждений.
- Максимально ужесточить требования к
поставщикам пищевой продукции и усилить контроль за принимаемыми ДОУ продуктами
питания.
- Обеспечить проведение мероприятий по
дератизации в 100% оздоровительных учреждений перед их открытием и в ходе
эксплуатации с установленной периодичностью в соответствии с требованиями
законодательства.
- Обеспечить проведение мероприятий по
дезинсекции (акарицидной обработке) в 100% оздоровительных учреждений от общего
количества учреждений, в которых требуется проведение таких мероприятий перед
их открытием.
- Обеспечить комплектование штатного
расписания каждого оздоровительного учреждения квалифицированными кадрами, в
том числе работниками пищеблоков и медицинскими работниками. Т.е. привлекать к
работе на пищеблоках ДОУ специалистов, имеющих опыт работы по организации
детского питания, имеющих специальное образование и практику работы в детских
учреждениях, привлекать квалифицированных специалистов педиатров, имеющих
профессиональную подготовку по вопросам этиологии, диагностики, клиники,
лечения, профилактики инфекционной патологии.
- Обеспечить прием на работу сотрудников,
включая врачей-педиатров, только при наличии результатов пройденного
предварительного медицинского осмотра в установленном порядке, а также
профессиональной гигиенической подготовки.
- Обеспечить должный контроль со стороны
собственников оздоровительных учреждений и администрации города в пределах
компетенции за выполнением должностных обязанностей руководителями
оздоровительных учреждений и их подразделений.
Обращаю внимание на крайне низкий уровень
подготовки пояснительных записок Управлениями Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации и по железнодорожному транспорту, представляемых вместе с
отчетными формами по летней оздоровительной кампании, что не позволяет
объективно оценить итоги организации и проведения летней оздоровительной
кампании. Несмотря на предложенную схему написания с конкретными пунктами,
представляемая информация имеет общий характер, дублирует данные таблиц
отчетных форм.
Кроме того, не представили отчет по форме
государственного статистического наблюдения N 21 "Сведения о
санитарно-эпидемиологическом состоянии детских и подростковых летних
оздоровительных учреждений за 2008 год" в ФГУЗ "Федеральный центр
гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора на бумажном носителе, заверенном
подписью руководителя и печатью учреждения, следующие субъекты Российской
Федерации: Кабардино-Балкарская Республика, Республика Бурятия, Республика
Тыва, Республика Саха (Якутия), Белгородская, Курская, Вологодская,
Новгородская, Псковская, Тюменская, Амурская, Сахалинская области.
Обращаю внимание на недопустимость впредь
формального подхода к подготовке и представлению информации по формам
государственного и ведомственного статистического наблюдения и персональную
ответственность за качество и сроки представления информации.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО