ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 февраля 1994 г. N ОЩ-7/ОЗ-103
Верховным Советом Российской Федерации 24
июня 1993 года принят Закон Российской Федерации "О федеральных органах
налоговой полиции", который вступил в действие с момента опубликования
(опубликован в "Российской газете" N 134 от 15 июля 1993 года). В
порядке информации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации сообщает
следующее.
Закон определяет правовые основы,
принципы организации и деятельности, систему и структуру, а также полномочия
федеральных органов налоговой полиции.
В соответствии со статьями 1 и 2 Закона
федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и
создаются с целью выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений
и правонарушений; обеспечения безопасности деятельности государственных
налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при
исполнении служебных обязанностей; предупреждения, выявления и пресечения
коррупции в налоговых органах.
Согласно статье 5 Закона систему
федеральных органов налоговой полиции составляют:
Департамент налоговой полиции Российской
Федерации на правах государственного комитета Российской Федерации;
органы налоговой полиции в республиках в
составе Российской Федерации;
органы налоговой полиции автономной
области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и
Санкт-Петербурга;
органы налоговой полиции городов и
районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы
управлений, отделов Департамента налоговой полиции.
В соответствии со статьей 9 Закона
федеральные органы налоговой полиции решают поставленные перед ними задачи во
взаимодействии с налоговыми органами и иными государственными органами. Основой
взаимодействия федеральных органов налоговой полиции, налоговых органов и иных
государственных органов является обеспечение контроля за соблюдением налогового
законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения
в соответствующий бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей.
В целях реализации возложенных на
федеральные органы налоговой полиции контрольных функций статья 11 Закона
наделяет их следующими полномочиями:
пользоваться при исполнении служебных
обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам
налоговых органов <*> и агентам валютного контроля (п. 2 части первой
статьи 11);
--------------------------------
<*> См. статью 7 Закона РСФСР
"О Государственной налоговой службе РСФСР" и статью 14 Закона
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации".
осуществлять в необходимых случаях
проверки налогоплательщиков (в том числе контрольные) после проверок,
проведенных должностными лицами органов Государственной налоговой службы
Российской Федерации, в полном объеме с составлением актов по результатам этих
проверок. Утверждение актов проверок и применения соответствующих санкций
<**> осуществляются начальником органа налоговой полиции или его заместителем
(п. 3 части первой статьи 11);
--------------------------------
<**> См. пункт 8 статьи 7 Закона
РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и статью 13 Закона
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации".
приостанавливать операции
налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного
месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой
налогов. Решение о приостановлении операций по указанным счетам принимает
начальник органа налоговой полиции или его заместитель (п. 4 части первой
статьи 11);
налагать административный арест на
имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого
имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами
обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для
обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других
обязательных платежей в соответствующий бюджет (п. 12 части первой статьи 11).
По вопросам применения пунктов 2, 3, 4 и
12 части первой статьи 11 Закона арбитражным судам будут направлены
соответствующие рекомендации, принятые на совещании по судебно-арбитражной
практике.
Частью первой статьи 20 Закона
установлено, что вред, причиненный гражданам, предприятиям и организациям
противоправными действиями сотрудника налоговой полиции, подлежит возмещению в
порядке, предусмотренном уголовным и гражданским законодательством. Частью
второй статьи 20 Закона предусматривается возможность обжалования гражданами и
юридическими лицами действий сотрудника налоговой полиции в вышестоящие органы
налоговой полиции, прокуратуру или суд.
Учитывая, что основания ответственности
за вред, причиненный незаконными действиями государственных органов и их
должностных лиц, а также порядок его возмещения предусматриваются статьями 12 и
127 Основ гражданского законодательства, споры, возникающие в связи с
причинением вреда гражданам - предпринимателям или юридическим лицам
противоправными действиями органов налоговой полиции и их должностных лиц,
подлежат рассмотрению арбитражными судами согласно статье 22 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации.
Споры об обжаловании действий сотрудников
налоговой полиции арбитражным судам неподведомственны.
Следует также иметь в виду, что п. 2
постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в
действие Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой
полиции" установлено, что Департамент налоговой полиции Российской Федерации,
департаменты (управления) налоговой полиции республик в составе Российской
Федерации, управления (отделы) Департамента налоговой полиции Российской
Федерации автономной области, автономных округов, краев, областей, городов
Москвы и Санкт-Петербурга являются правопреемниками соответственного Главного
управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе
Российской Федерации, управлений (отделов) налоговых расследований при
государственных налоговых инспекциях автономной области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Председатель Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ