ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 августа 1994 г. N СЗ-7/ОЗ-562
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации в порядке информации сообщает следующее.
Президентом Российской Федерации 10 июня
1994 г. издан Указ N 1181 "О мерах по обеспечению застройки не завершенных
строительством жилых домов", который вступил в силу с момента его
опубликования в "Российской газете" от 15 июня 1994 г. N 111.
Указом установлено, что не завершенные
строительством жилые дома, находящиеся в федеральной собственности, в том числе
в полном хозяйственном ведении предприятий и оперативном управлении организаций
и учреждений, строительство которых прекращено или приостановлено в связи с
отсутствием в течение текущего года необходимого финансирования из федерального
бюджета, подлежат передаче для завершения строительства либо продаже.
При этом решение о передаче для
завершения строительства либо продаже не завершенных строительством жилых
домов, заказчиками которых являлись федеральные органы исполнительной власти,
организации и учреждения, финансируемые из федерального бюджета, принимается
Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и
строительства и Государственным комитетом Российской Федерации по управлению
государственным имуществом по согласованию с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации. В случае, если заказчиком являлись федеральные
государственные предприятия, такое решение принимается по представлению
предприятия - заказчика Государственным комитетом Российской Федерации по
вопросам архитектуры и строительства по согласованию с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации (пункт 1).
В пункте 2 Указа предусмотрено, что
федеральные государственные предприятия, являющиеся заказчиками строительства
жилых домов, строительство которых прекращено или приостановлено в связи с
отсутствием необходимого финансирования, вправе осуществлять передачу подрядным
организациям для завершения строительства либо продажу не завершенных
строительством жилых домов.
Кроме того, установлено, что передача для
завершения строительства и продажа не завершенных строительством жилых домов
осуществляются только на инвестиционных и коммерческих конкурсах (пункт 3).
Указом утверждено Положение о порядке
передачи для завершения строительства и продажи не завершенных строительством
жилых домов, в котором определен порядок организации и проведения
инвестиционных или коммерческих конкурсов по передаче для завершения
строительства и продаже не завершенных строительством жилых домов, состоящих в
федеральной собственности, в том числе находящихся в полном хозяйственном
ведении предприятий и оперативном управлении учреждений, финансируемых из
федерального бюджета, за исключением объектов молодежных жилых комплексов. В
соответствии с Положением подлежат передаче для завершения строительства и
продаже отдельные жилые здания, части зданий, сооружения, несмонтированные
конструкции, изделия и оборудование, находящиеся на строительных площадках,
жилые комплексы, состоящие из нескольких жилых домов и помещений обслуживания,
а также проектно-планировочная и проектно-сметная документация.
Положение устанавливает порядок передачи
на инвестиционный или коммерческий конкурс объектов, строительство которых
прекращено или приостановлено в связи с отсутствием в течение текущего года
финансирования, а также определяет, что в инвестиционных или коммерческих
конкурсах могут принимать участие строительные предприятия всех форм
собственности и иные юридические, физические лица. С учетом указанного круга
лиц, принимающих участие в инвестиционных или коммерческих конкурсах,
арбитражным судам следует иметь в виду, что законодательство о приватизации на
отношения, связанные с продажей не завершенных строительством жилых домов, не
распространяется.
Согласно Положению между победителями
коммерческого или инвестиционного конкурса и первоначальным заказчиком объекта
(либо уполномоченным органом) заключается соответственно договор купли -
продажи или договор на достройку объекта.
В соответствии со статьей 26 Основ
гражданского законодательства Союза ССР и республик проводимые с данным
Положением инвестиционные и коммерческие конкурсы являются гражданско-правовыми
сделками, поскольку в результате их проведения у победителей возникает право на
заключение договора на достройку или договора купли - продажи объекта, а у
первоначального заказчика (уполномоченного им органа) - обязанность заключить
такой договор. Поэтому споры о признании недействительными результатов
конкурса, оформленных в установленном порядке, подведомственны арбитражному
суду на основании статьи 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.В.ВИТРЯНСКИЙ