ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 августа 1994 г. N СЗ-7/ОЗ-614
23.07.94 вступил в силу Федеральный
конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"
(опубликован в "Российской газете", N 138-139 от 23.07.94).
В соответствии со статьей 1 Закона
Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом
конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную
власть посредством конституционного судопроизводства.
В Законе определены полномочия
Конституционного Суда Российской Федерации (статья 3). В частности,
Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии
Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов
Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы,
Правительства Российской Федерации; конституций, уставов и иных нормативных
актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к
ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному
ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами
государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу
международных договоров Российской Федерации (пункт 1 статьи 3).
Конституционный Суд Российской Федерации
разрешает также споры о компетенции между федеральными органами государственной
власти; между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и между высшими
государственными органами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 3).
К ведению Конституционного Суда
Российской Федерации отнесено и рассмотрение жалоб о нарушении конституционных
прав и свобод граждан и проверка по запросам судов конституционности закона,
примененного или подлежащего применению в конкретном деле (пункт 3 статьи 3).
Кроме названных выше полномочий
Конституционный Суд Российской Федерации дает толкование Конституции Российской
Федерации и заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения
Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного
тяжкого преступления, выступает с законодательной инициативой по вопросам
своего ведения, а также осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему
Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными
конституционными законами. Конституционный Суд Российской Федерации может
пользоваться и иными правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии
со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении
предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в
качестве судебного органа конституционного контроля (пункты 4 - 7 статьи 3).
Исходя из того, что судам предоставлено
право обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о
проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в
конкретном деле, а также учитывая характер полномочий Конституционного Суда
Российской Федерации, указанных в пунктах 1, 2, 3, 4 и 7 статьи 3 Закона,
предлагается обратить внимание на следующие положения.
1. Конституционный Суд Российской
Федерации решает исключительно вопросы права. При осуществлении
конституционного судопроизводства Конституционный Суд Российской Федерации
воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех
случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (части 2
и 3 статьи).
2. Конституционный Суд Российской
Федерации принимает постановления и дает заключения только по предмету,
указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции
органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении. Конституционный
Суд Российской Федерации при принятии решения не связан основаниями и доводами,
изложенными в обращении (часть 3 статьи 74).
3. Юридическая сила решений
Конституционного Суда Российской Федерации характеризуется тем, что они
обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных,
исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного
самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан и их объединений
(статья 6). Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не
подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, оно
действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и
должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской
Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным
принятием этого же акта (часть 2 статьи 79).
Акты или отдельные их положения,
признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими
Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры
Российской Федерации не подлежат введению в действие или применению. Решения
судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не
подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным
законом случаях (часть 3 статьи 79). В случае если признание нормативного акта
неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно
применяется Конституция Российской Федерации (часть 4 статьи 79).
4. В Законе указываются последствия
принятия Конституционным Судом Российской Федерации отдельных видов решений,
которые имеют непосредственное значение для деятельности судов Российской
Федерации. В частности, признание нормативного акта или договора либо отдельных
их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является
основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов,
основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо
воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом
обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться
судами, другими органами и должностными лицами (часть 2 статьи 87).
В случае если Конституционный Суд Российской
Федерации признает издание акта не входящим в компетенцию издавшего его органа
государственной власти, акт утрачивает силу со дня, указанного в решении (часть
2 статьи 95).
Если Конституционный Суд Российской
Федерации признал закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим
Конституции Российской Федерации, то данное дело во всяком случае подлежит
пересмотру компетентным органом в обычном порядке (часть 2 статьи 100).
Указанное последствие распространяется, в соответствии со статьей 104 Закона, и
на случаи рассмотрения дел о конституционности законов по запросам судов.
Толкование Конституции Российской
Федерации, данное Конституционным Судом Российской Федерации, является
официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных
органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий,
учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (статья
106).
5. В Законе содержатся некоторые
положения по вопросам судопроизводства в судах Российской Федерации. Так,
Конституционный Суд Российской Федерации, приняв к рассмотрению жалобу на
нарушение законом конституционных прав и свобод граждан, уведомляет об этом
суд, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению
обжалуемый закон. Уведомление не влечет за собой приостановление производства
по делу. Однако суд, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит
применению обжалуемый закон, вправе приостановить производство до принятия
решения Конституционным Судом Российской Федерации (статья 98).
6. Глава XIII Закона посвящена вопросам
рассмотрения дел о конституционности законов по запросам судов. В соответствии
со статьей 101 Закона суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к
выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, примененного
или подлежащего применению в указанном деле, обращается в Конституционный Суд
Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона. В
период с момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд
Российской Федерации и до принятия постановления Конституционного Суда
Российской Федерации производство по делу или исполнение вынесенного судом по
делу решения приостанавливаются (статья 103).
Данная информация направляется для
сведения и использования в работе.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.В.ВИТРЯНСКИЙ