ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 февраля 1995 г. N С5-7/ОЗ-69
Государственная Дума Федерального
Собрания Российской Федерации 23 ноября 1994 года приняла Федеральный закон "О
государственном материальном резерве". Закон подписан Президентом
Российской Федерации 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ и вступил в силу со дня его
официального опубликования в "Российской газете" за 17 января 1995 г.
N 11 - 12.
1. Настоящий Федеральный закон
устанавливает общие принципы формирования, размещения, хранения, использования,
пополнения и освежения запасов государственного материального резерва (далее -
государственный резерв) и регулирует отношения в данной области.
Номенклатура материальных ценностей в
государственном резерве и нормы их накопления, порядок разработки этих
номенклатуры и норм устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. В соответствии со статьей 9 Закона
государственным заказчиком на поставку материальных ценностей в государственный
резерв является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
управление государственным резервом, а государственными заказчиками на поставку
материальных ценностей в мобилизационный резерв являются также и иные
федеральные органы исполнительной власти.
Заказы на поставку материальных ценностей
в государственный резерв размещаются на предприятиях, в учреждениях и
организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
Федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий управление государственным резервом, проводит отбор (в том числе
на конкурсной основе) поставщиков материальных ценностей в государственный
резерв для заключения с ними государственных контрактов (договоров).
Поставщики, занимающие доминирующее положение
на товарном рынке, а также предприятия - монополисты и предприятия, в объеме
производства которых государственный оборонный заказ превышает 70 процентов, не
вправе отказаться от заключения государственных контрактов (договоров) на
поставку материальных ценностей в государственный резерв.
В случае отказа таких поставщиков от
заключения государственных контрактов (договоров) на поставку материальных
ценностей в государственный резерв или неполучения ответа в течение 20 дней на
предложение о заключении контракта (договора) государственный заказчик и его
территориальные органы вправе обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении
указанных поставщиков к заключению государственных контрактов (договоров).
Такие иски, а также возникающие при
заключении государственного контракта разногласия по отдельным условиям
контракта (договора) на поставку материальных ценностей в государственный
резерв подлежат рассмотрению арбитражными судами в соответствии со статьей 22
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При разрешении
указанных споров следует также руководствоваться статьей 445 части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации.
3. Статьей 16 Закона установлена
имущественная ответственность по операциям с материальными ценностями государственного
резерва.
За отдельные виды нарушений контрактов
(договоров) предусмотрено взыскание штрафа, пени и неустойки в бесспорном
порядке (пункты 2, 3, 4, 5 и 8 статьи 16).
4. Статьей 17 Закона федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, его
территориальные органы, предприятия, учреждения и организации системы
государственного резерва освобождены от уплаты государственной пошлины по
искам, связанным с нарушением их прав. В связи с этим внесено соответствующее
дополнение в пункт 2 статьи 4 Закона Российской Федерации "О
государственной пошлине" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской
Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 11, ст. 521; N 34,
ст. 1966, ст. 1976; 1993, N 10, ст. 359; N 14, ст. 486; N 32, ст. 1236).
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ