ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 апреля 1995 г. N С5-7/ОЗ-236
Государственная Дума Федерального
Собрания Российской Федерации 15 февраля 1995 года приняла Федеральный закон
"Об особо охраняемых природных территориях", который подписан
Президентом Российской Федерации 14 марта 1995 года и вступил в силу со дня его
официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 22
марта 1995 года).
1. Названный Федеральный закон регулирует
отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых
природных территорий.
При этом предусмотрено, что отношения,
возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными
ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации. А имущественные отношения в области использования и охраны особо
охраняемых природных территорий, организации и функционирования государственных
природных заповедников и других природоохранных учреждений регулируются
гражданским законодательством, если иное не предусмотрено Федеральным законом
(п. п. 2, 3 ст. 1).
2. С учетом особенностей режима особо
охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных
учреждений эти территории подразделяются на различные категории, которые могут
иметь федеральное, региональное или местное значение. В зависимости от
значимости территорий они могут находиться в федеральной собственности, в
собственности субъектов Российской Федерации или в собственности муниципальных
образований (ст. 2).
3. В Федеральном законе даны понятия
особо охраняемых природных территорий, определены стоящие перед ними задачи,
порядок образования, режим особой охраны, названы источники финансирования, а
также предусмотрены особенности их правового положения.
В частности, установлено, что
государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки
являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей
деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями
(п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 20). При этом государственные природные
заповедники и национальные парки создаются в форме финансируемого за счет
средств федерального бюджета природоохранного учреждения, а природные парки - в
форме финансируемого за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации
природоохранного учреждения.
Причем предусмотрено, что содержание
права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в
том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается
в порядке, определяемом статьями 129, 209 и 214 Гражданского кодекса Российской
Федерации, если иное не следует из данного Федерального закона (п. 8 ст. 2).
4. Раздел IX Федерального закона посвящен
организации охраны особо охраняемых природных территорий, где установлено, что
директора государственных природных заповедников и национальных парков и их
заместители являются соответственно главными государственными инспекторами и их
заместителями по охране территорий этих заповедников и парков (п. 2 ст. 33).
Определены права государственных
инспекторов, а также главных государственных инспекторов и их заместителей по
охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков.
В частности, главным государственным инспекторам и их заместителям
предоставлено право налагать административные взыскания за нарушения
законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных
территориях, а также предъявлять иски физическим и юридическим лицам о
взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков
средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам
государственных природных заповедников, национальных парков, их охранных зон в
результате нарушений установленного режима государственных природных
заповедников и национальных парков (п. 2 ст. 34). Такие иски, как нам
представляется, могут предъявляться в арбитражный суд главными государственными
инспекторами и их заместителями от имени возглавляемых ими государственных
природных заповедников и национальных парков (ст. 33), являющихся
некоммерческими организациями с правами юридического лица (ст. ст. 11, 16).
Кроме того, установлено, что
государственные инспектора по охране территорий государственных природных
заповедников и национальных парков пользуются также всеми правами должностных
лиц государственной лесной охраны и других специально уполномоченных на то
государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей
природной среды (п. 3 ст. 34).
5. В части ответственности за нарушение
режима особо охраняемых природных территорий предусматривается административная
ответственность граждан и должностных лиц за нарушение установленного режима
или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных
ресурсов на особо охраняемых природных территориях (п. 1 ст. 36).
Предусматривается также возможность
установления законодательством Российской Федерации уголовной ответственности
за нарушение режима особо охраняемых природных территорий (п. 2 ст. 36).
Вред, причиненный природным объектам и
комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит
возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и
методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим
затратам на их восстановление (п. 3 ст. 36).
Данная информация направляется для
сведения и учета при рассмотрении соответствующих категорий дел.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ