ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июня 1995 г. N С1-7/ОЗ-316
Государственная Дума Федерального
собрания Российской Федерации 25 января 1995 года приняла Федеральный закон
"Об информации, информатизации и защите информации". Закон подписан
Президентом Российской Федерации 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ и вступил в силу со
дня его официального опубликования в "Российской газете" за 22
февраля 1995 г. N 39.
1. Настоящий Федеральный закон регулирует
отношения, возникающие при:
формировании и использовании
информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления,
хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю
документированной информации;
создании и использовании информационных
технологий и средств их обеспечения;
защите информации, прав субъектов,
участвующих в информационных процессах и информатизации.
При этом Закон не затрагивает отношений,
регулируемых Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных
правах" (пункт 2 статьи 1).
2. В соответствии со статьей 4 Закона
информационные ресурсы, являясь объектами отношений физических, юридических
лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом
наряду с другими ресурсами. Правовой режим информационных ресурсов определяется
нормами, устанавливающими:
порядок документирования информации;
право собственности на отдельные
документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в
информационных системах;
категорию информации по уровню доступа к
ней;
порядок правовой защиты информации.
3. В статье 5 Закона определено, что
документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает
юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации. В этом случае юридическая
сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью
автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может
подтверждаться электронной цифровой подписью. Юридическая сила электронной
цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной
системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и
соблюдении установленного режима их использования. Право удостоверять
идентичность электронной цифровой подписи осуществляется на основании лицензии.
Следует иметь в виду, что при соблюдении
указанных условий, в том числе при подтверждении юридической силы документа
электронной цифровой подписью, этот документ может признаваться в качестве
доказательства по делу, рассматриваемому арбитражным судом.
4. В статье 6 Закона установлено, что
информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как
элемент состава имущества находиться в собственности граждан, органов
государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и
общественных объединений. Отношения по поводу права собственности на
информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской
Федерации.
5. В соответствии со статьей 23 Закона
защита прав субъектов в сфере информационных процессов и информатизации
осуществляется судом, арбитражным судом, третейским судом с учетом специфики
правонарушений и нанесенного ущерба. При решении вопроса о возможности рассмотрения
арбитражным судом дел данной категории следует исходить из подведомственности
споров, установленной Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
6. Статья 24 Закона устанавливает защиту
прав на доступ к информации, в частности, отказ в доступе к открытой информации
или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть
обжалованы в судебном порядке.
Во всех случаях лица, которым отказано в
доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право
на возмещение понесенного ими ущерба (абзац 3 пункта 1 статьи 24 Закона).
При определении подведомственности
указанных споров необходимо руководствоваться статьями 20 и 22 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации (после 1 июля 1995 года - новым
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации), а также учитывать
требования Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 августа 1992 г. N 12/12
относительно субъектного состава участников спора и характера правоотношений.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязательств по договору поставки, купли - продажи и по другим формам обмена
информационными ресурсами между организациями рассматриваются арбитражным судом
(абзац 2 пункта 1 статьи 24 Закона).
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ