ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 сентября 1995 г. N С5-7/ОЗ-538
Государственная Дума Федерального
Собрания Российской Федерации 19 июля 1995 года приняла Федеральный закон "О
естественных монополиях", который подписан Президентом Российской
Федерации 17 августа 1995 года и вступил в силу со дня его официального
опубликования (опубликован в "Российской газете" 24 августа 1995
года).
1. Названный Федеральный закон определяет
правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в
Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и
субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими
товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных
монополий (ст. 1).
Федеральный закон регулирует отношения,
которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют
субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления. В случаях, установленных федеральными законами,
предусмотренное данным Федеральным законом регулирование деятельности
естественных монополий может применяться в сферах деятельности, не относящихся
к естественным монополиям (ст. 2).
2. Определения основных понятий
(естественная монополия, субъект естественной монополии, потребитель,
руководитель субъекта естественной монополии или иного хозяйствующего субъекта
и других), употребляемых в Федеральном законе, даются в статье 3.
Статьей 4 Федерального закона определены
сферы деятельности субъектов естественных монополий. К ним отнесены:
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; услуги
по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги
транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической
и почтовой связи.
3. Федеральный закон предусматривает
образование федеральных органов исполнительной власти по регулированию
естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов
исполнительной власти. Федеральные органы регулирования естественных монополий
для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы
и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции (ст. 5).
4. Методы регулирования деятельности
естественных монополий, а также формы государственного контроля в сферах
деятельности естественной монополии установлены главой II Федерального закона.
В случаях, когда орган регулирования
естественных монополий осуществляет контроль за совершением субъектом
естественной монополии определенных действий и наделен правом разрешить или
запретить такие действия (пункты 2 и 3 ст. 7), субъекту естественной монополии
предоставлено право обратиться в суд за защитой своих прав (абзац шестой п. 3
ст. 7).
5. Функции и полномочия органов
регулирования естественных монополий определены в главе III Федерального
закона.
В частности, статьей 11 Федерального
закона органам регулирования естественных монополий предоставлено право
принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения и
предписания, налагать штрафы на субъекты естественных монополий и
административные штрафы на их руководителей; обращаться в суд с иском, а также
участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или нарушением
Федерального закона.
6. Меры ответственности, применяемые
органами регулирования естественных монополий в связи с нарушением Федерального
закона, составы правонарушений и порядок применения мер ответственности за их
совершение установлены главой IV Федерального закона.
7. Глава V Федерального закона определяет
порядок принятия решений (предписаний) органами регулирования естественных
монополий, а также порядок исполнения и обжалования этих решений.
В частности, статьей 24 Федерального
закона предусмотрено, что в случаях неисполнения в добровольном порядке решений
(предписаний) об отмене или изменении актов органов исполнительной власти,
местного самоуправления; предписаний о заключении договора и изменении его
условий; предписаний о перечислении в федеральный бюджет необоснованно
полученной прибыли; решения об уплате штрафа органы регулирования естественных
монополий вправе предъявить соответствующий иск в суд.
Данная информация направляется для
сведения и учета при рассмотрении соответствующих категорий дел.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ