ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 ноября 1995 г. N С5-7/ОЗ-666
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Государственной Думой Федерального
Собрания Российской Федерации 7 июля 1995 года принят Федеральный закон "О
государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (далее -
Закон), который одобрен Советом Федерации 21 июля 1995 года и подписан Президентом
Российской Федерации 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ. Закон опубликован в
"Российской газете" 24 октября 1995 г. N 206.
1. Закон определяет основы
государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее
осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и
ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой
деятельности.
2. В соответствии с Законом правом
осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, за
исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Иностранные лица осуществляют внешнеторговую деятельность в Российской
Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 10).
В Законе предусмотрено, что Российская
Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования
осуществляют внешнеторговую деятельность непосредственно только в случаях,
установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами,
законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
(ст. 11).
3. В статье 12 Закона определены
федеральные органы исполнительной власти, ответственные за государственное
регулирование внешнеторговой деятельности.
В частности, разработка предложений по
государственной внешнеторговой политике Российской Федерации, регулированию
внешнеторговой деятельности ее участников, заключению международных договоров
Российской Федерации в области внешнеторговых связей осуществляется федеральным
органом исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации
непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой
деятельности, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в
пределах их компетенции (часть четвертая ст. 12).
Этот федеральный орган исполнительной
власти определен в Законе как единственный орган государственной власти,
который выдает лицензии на осуществление операций по экспорту и импорту (часть
шестая ст. 12).
4. В соответствии со статьей 13 Закона
государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством
таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного
таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования
и лицензирования) внешнеторговой деятельности в соответствии с данным Законом,
другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
В Законе установлено, что иные методы
государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства
и установления различных ограничений органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти ее субъектов не допускаются (часть
вторая ст. 13).
5. Государственная монополия на экспорт
и/или импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования.
Лицензии в этом случае выдаются федеральным органом исполнительной власти, на
который Правительством Российской Федерации возложено регулирование
внешнеторговой деятельности, исключительно государственным унитарным
предприятиям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации и
общепризнанными международно-правовыми нормами обязаны совершать сделки по
экспорту и/или импорту товаров на основе принципов недискриминации и
добросовестной коммерческой практики (часть вторая ст. 17).
При этом установлено, что сделки по
экспорту и/или импорту отдельных видов товаров, совершенные в нарушение
государственной монополии, являются ничтожными.
Федеральный орган исполнительной власти,
указанный в части четвертой статьи 12 Закона, вправе предъявить требования о
применении последствий недействительности ничтожной сделки в порядке,
предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации (часть четвертая ст.
17).
6. Статья 21 Закона предусматривает участие
Российской Федерации в международных экономических санкциях, а также
устанавливает, что российские лица имеют право на возмещение в судебном порядке
убытков, связанных с участием Российской Федерации в международных
экономических санкциях, за счет средств федерального бюджета.
7. Закон предусматривает возможность
российских юридических лиц - участников внешнеторговой деятельности на
добровольной основе объединяться в ассоциации и другие союзы по отраслевому,
территориальному и иным принципам. При этом определено, что создание и
деятельность этих объединений осуществляются в порядке, предусмотренном
Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 29).
8. Согласно статье 36 Закона лица,
виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о внешнеторговой
деятельности, несут гражданско-правовую, административную или уголовную
ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации.
9. В соответствии со статьей 37
Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой
деятельности", за исключением статей 15, 16 и 19, вступает в силу через 30
дней после его официального опубликования. Статьи 15 и 16 Закона вступают в
силу с 1 января 1996 года, а статья 19 - с 1 июля 1996 года.
Данная информация направляется для
сведения и использования при рассмотрении дел соответствующих категорий.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ