ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 декабря 1995 года No. С5-7/ОЗ-734
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации информирует, что вступил в силу принятый Государственной Думой
Федерального Собрания Российской Федерации 18 октября 1995 г. Федеральный закон
"Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" и подписанный
Президентом Российской Федерации 17 ноября 1995 г. No. 169-ФЗ. Федеральный
закон опубликован в "Российской газете" 29 ноября 1995 г. No. 231.
1. Названный Федеральный закон (далее -
Закон) регулирует отношения, возникающие в процессе профессиональной
деятельности архитектора по созданию архитектурных объектов и направлен на
развитие архитектурного искусства, содействие охране произведений архитектуры,
памятников истории и культуры, а также природных ландшафтов.
Закон определяет права, обязанности и
ответственность граждан и юридических лиц, осуществляющих архитектурную
деятельность, а также органов государственной власти, органов местного
самоуправления при условии наделения их государственными полномочиями,
заказчиков (застройщиков), подрядчиков, собственников (владельцев)
архитектурных объектов (ст. 1).
2. По вопросам архитектурной деятельности
могут приниматься законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации, которые должны соответствовать данному Закону (п. 4 ст. 1).
3. В соответствии с Законом под
архитектурной деятельностью понимается как профессиональная деятельность
граждан (архитекторов), так и деятельность юридических лиц по организации
профессиональной деятельности архитекторов (ст. 2).
4. По общему правилу архитектурная
деятельность, осуществляемая гражданами и юридическими лицами, подлежит
лицензированию (ст. 4).
Не требуют лицензирования архитектурная
деятельность граждан, осуществляемая под руководством архитектора, имеющего
лицензию, и архитектурная деятельность по созданию и реализации архитектурного
проекта по объектам, не требующим разрешения на строительство, а также участие
в конкурсе на архитектурный проект, если условиями конкурса не предусмотрено
иное (ст. 6).
5. Лицензирование архитектурной
деятельности возложено Законом на федеральный лицензионный архитектурный орган
и его территориальные лицензионные архитектурные органы, которым также
предоставлено право временно приостанавливать действие выданных ими лицензий
или аннулировать их в случае нарушения лицами, осуществляющими архитектурную
деятельность, обязанностей, установленных статьей 13 данного Закона.
Решение о временном приостановлении
действия лицензии или об аннулировании ее может быть обжаловано в суд (ст. 5).
6. Закон определяет правовые основы
создания архитектурного объекта. В частности, в статье 3 предусмотрено, что
заказчик (застройщик), под которым понимается как гражданин, так и юридическое
лицо, обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с
архитектурно-планировочным заданием архитектором, имеющим лицензию на
архитектурную деятельность (п. 1), разрешение на строительство, за исключением
случаев, названных в пункте 2, а также разрешение собственника земельного
участка и(или) здания, сооружения на строительство объекта (п. 2 ст. 3).
При этом установлено, что
архитектурно-планировочное задание выдается по заявке заказчика (застройщика)
органом архитектуры и градостроительства. Отказ в выдаче
архитектурно-планировочного задания может быть обжалован заказчиком
(застройщиком) соответственно в орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, в орган местного самоуправления и(или) в суд (часть пятая п. 3 ст.
3).
Соответствующим органом архитектуры и
градостроительства выдается и разрешение на строительство, отказ в выдаче
которого также может быть обжалован заказчиком (застройщиком) соответственно в
орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в орган местного
самоуправления и(или) в суд (п. 5 ст. 3).
7. Закон устанавливает, что отношения,
возникающие при создании и использовании произведения архитектуры как объекта
авторского права, регулируются наряду с данным Законом также Законом Российской
Федерации "Об авторском праве и смежных правах" (ст. 16).
8. В главе VII предусматривается
административная и имущественная ответственность за нарушение названного Закона
(ст. ст. 24, 25).
Данная информация направляется для
сведения и использования при рассмотрении дел соответствующих категорий, имея в
виду, что подведомственность дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам
определяется в соответствии с процессуальным законодательством.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В. БОЙКОВ