| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 29 декабря 1995 года No. С5-7/ОЗ-736

 

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информирует, что вступил в силу Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" (опубликован в "Российской газете" 28 ноября 1995 года No. 230).

1. Названный Федеральный закон определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направлен на защиту собственности при использовании атомной энергии.

2. В качестве основных задач правового регулирования отношений, возникающих при осуществлении всех видов деятельности в области использования атомной энергии, Федеральный закон называет создание правовых основ системы государственного управления использованием атомной энергии и системы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, а также и установление прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и иных юридических лиц и граждан (статья 2).

3. Федеральный закон обязывает органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, на территории которых предполагается разместить ядерные установки, радиационные источники или пункты хранения, проводить с участием организаций и граждан обсуждение вопросов по размещению, проектированию и сооружению объектов использования атомной энергии, по результатам которого принимаются подлежащие обязательному официальному опубликованию решения. Эти решения после их принятия могут быть обжалованы в суд физическими и юридическими лицами, чьи права и охраняемые Законом интересы могут быть нарушены (ст. 14).

4. В соответствии с Федеральным законом, любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение (ст. 26).

5. Федеральный закон предусматривает, что убытки, связанные с прекращением или приостановлением сооружения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения в случае выявления в процессе их сооружения дополнительных факторов, приводящих к снижению уровня безопасности этих объектов или к иным неблагоприятным последствиям, подлежат возмещению в судебном порядке за счет организаций, по вине которых не были своевременно выявлены и учтены эти факторы. Во всех других случаях убытки, связанные с прекращением или с приостановлением сооружения указанных объектов, подлежат возмещению за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 29).

6. В статье 39 Федерального закона установлены запреты на проведение общественных мероприятий на территориях ядерных установок и пунктов хранения. При этом предусмотрено, что ущерб, причиненный эксплуатирующей организацией в результате действий, посягающих на их безопасную работу, возмещается виновными лицами и организациями (при наличии спора) в судебном порядке.

В отдельной главе (XII) содержатся положения об ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием юридическим и физическим лицам, здоровью граждан (ст. ст. 53-60).

В частности, установлено, что гражданско-правовую ответственность за убытки, причиненные юридическим и физическим лицам радиационным воздействием при выполнении работ в области использования атомной энергии, несет эксплуатирующая организация в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 53).

При этом установлено, что ответственность эксплуатирующей организации за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием, согласно данному Федеральному закону наступает независимо от вины этой организации, за исключением случаев, когда такие убытки и вред, причиненные радиационным воздействием, возникли в результате непреодолимой силы, военных действий, вооруженных конфликтов и умысла самого потерпевшего, когда эксплуатирующая организация освобождается от ответственности (ст. 54).

Освобождение от возмещения убытков и вреда производится в судебном порядке (часть 3 ст. 54).

Федеральный закон также устанавливает, что виды и пределы ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием в зависимости от типа объема использования атомной энергии, устанавливаются законодательством Российской Федерации. Причем, максимальные пределы ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием, в отношении любого инцидента не могут быть больше размера, установленного международными договорами Российской Федерации (ст. 55).

8. Федеральный закон решает вопросы исковой давности по возмещению убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием. Так, исковая давность не распространяется на требование о возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием жизни и здоровью граждан. По требованиям о возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием имуществу или окружающей среде, срок исковой давности устанавливается в 3 года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 58).

При этом иски о возмещении убытков за вред, причиненный радиационным воздействием окружающей среде, в соответствии со статьей 59 Федерального закона предъявляются эксплуатирующей организации органами государственной власти, соответствующими органами местного самоуправления, специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды.

9. Федеральный закон предусматривает административную ответственность организаций, осуществляющих деятельность в использовании атомной энергии, и определяют, что порядок начисления и размеры штрафов, налагаемых в административном порядке органами государственного регулирования безопасности, устанавливаются законодательством Российской Федерации (ст. 62).

Данная информация направляется для сведения и использования при рассмотрении дел соответствующих категорий.

 

Заместитель Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

О.В. БОЙКОВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024