ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 декабря 1995 года No. С5-7/ОЗ-736
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации информирует, что вступил в силу Федеральный закон "Об использовании
атомной энергии" (опубликован в "Российской газете" 28 ноября
1995 года No. 230).
1. Названный Федеральный закон определяет
правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при
использовании атомной энергии, направлен на защиту собственности при
использовании атомной энергии.
2. В качестве основных задач правового
регулирования отношений, возникающих при осуществлении всех видов деятельности
в области использования атомной энергии, Федеральный закон называет создание
правовых основ системы государственного управления использованием атомной
энергии и системы государственного регулирования безопасности при использовании
атомной энергии, а также и установление прав, обязанностей и ответственности
органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и
иных юридических лиц и граждан (статья 2).
3. Федеральный закон обязывает органы
государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления, на территории которых предполагается разместить ядерные
установки, радиационные источники или пункты хранения, проводить с участием
организаций и граждан обсуждение вопросов по размещению, проектированию и
сооружению объектов использования атомной энергии, по результатам которого
принимаются подлежащие обязательному официальному опубликованию решения. Эти
решения после их принятия могут быть обжалованы в суд физическими и
юридическими лицами, чьи права и охраняемые Законом интересы могут быть
нарушены (ст. 14).
4. В соответствии с Федеральным законом,
любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая
лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не
допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение (ст. 26).
5. Федеральный закон предусматривает, что
убытки, связанные с прекращением или приостановлением сооружения ядерной
установки, радиационного источника или пункта хранения в случае выявления в
процессе их сооружения дополнительных факторов, приводящих к снижению уровня
безопасности этих объектов или к иным неблагоприятным последствиям, подлежат
возмещению в судебном порядке за счет организаций, по вине которых не были
своевременно выявлены и учтены эти факторы. Во всех других случаях убытки,
связанные с прекращением или с приостановлением сооружения указанных объектов,
подлежат возмещению за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 29).
6. В статье 39 Федерального закона
установлены запреты на проведение общественных мероприятий на территориях
ядерных установок и пунктов хранения. При этом предусмотрено, что ущерб,
причиненный эксплуатирующей организацией в результате действий, посягающих на
их безопасную работу, возмещается виновными лицами и организациями (при наличии
спора) в судебном порядке.
В отдельной главе (XII) содержатся
положения об ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным
воздействием юридическим и физическим лицам, здоровью граждан (ст. ст. 53-60).
В частности, установлено, что
гражданско-правовую ответственность за убытки, причиненные юридическим и
физическим лицам радиационным воздействием при выполнении работ в области
использования атомной энергии, несет эксплуатирующая организация в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации (ст. 53).
При этом установлено, что ответственность
эксплуатирующей организации за убытки и вред, причиненные радиационным
воздействием, согласно данному Федеральному закону наступает независимо от вины
этой организации, за исключением случаев, когда такие убытки и вред,
причиненные радиационным воздействием, возникли в результате непреодолимой
силы, военных действий, вооруженных конфликтов и умысла самого потерпевшего,
когда эксплуатирующая организация освобождается от ответственности (ст. 54).
Освобождение от возмещения убытков и
вреда производится в судебном порядке (часть 3 ст. 54).
Федеральный закон также устанавливает,
что виды и пределы ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным
воздействием в зависимости от типа объема использования атомной энергии,
устанавливаются законодательством Российской Федерации. Причем, максимальные
пределы ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным
воздействием, в отношении любого инцидента не могут быть больше размера,
установленного международными договорами Российской Федерации (ст. 55).
8. Федеральный закон решает вопросы
исковой давности по возмещению убытков и вреда, причиненных радиационным
воздействием. Так, исковая давность не распространяется на требование о
возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием жизни и
здоровью граждан. По требованиям о возмещении убытков и вреда, причиненных
радиационным воздействием имуществу или окружающей среде, срок исковой давности
устанавливается в 3 года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о
нарушении своего права (ст. 58).
При этом иски о возмещении убытков за
вред, причиненный радиационным воздействием окружающей среде, в соответствии со
статьей 59 Федерального закона предъявляются эксплуатирующей организации
органами государственной власти, соответствующими органами местного
самоуправления, специально уполномоченными на то государственными органами в
области охраны окружающей среды.
9. Федеральный закон предусматривает
административную ответственность организаций, осуществляющих деятельность в
использовании атомной энергии, и определяют, что порядок начисления и размеры
штрафов, налагаемых в административном порядке органами государственного
регулирования безопасности, устанавливаются законодательством Российской
Федерации (ст. 62).
Данная информация направляется для
сведения и использования при рассмотрении дел соответствующих категорий.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В. БОЙКОВ