ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 января 1996 г. N С5-7/ОЗ-38
(в ред. письма ВАС РФ от 27.02.96 N ОЗ-6)
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации информирует, что вступил в силу Федеральный закон "Об упрощенной
системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства", подписанный Президентом Российской Федерации 29 декабря
1995 г. N 222-ФЗ и опубликованный в "Российской газете" 11 января
1996 г. N 5.
1. Федеральный закон определяет правовые
основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и
отчетности для субъектов малого предпринимательства - юридических лиц (далее -
организации), а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные
предприниматели).
2. Федеральный закон предоставляет
субъектам малого предпринимательства право выбора на добровольной основе
системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной
системе или возврат к принятой ранее системе (п. 1 ст. 1).
3. Согласно Федеральному закону
применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности
предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством
Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов
уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности
организаций за отчетный период. В этом случае для них сохраняется действующий
порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на
приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в
государственные социальные внебюджетные фонды (п. 2 ст. 1).
Применение упрощенной системы
налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями
предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской
Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой
предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной
деятельностью (п. 3 ст. 1).
4. Субъектами упрощенной системы
налогообложения, учета и отчетности являются индивидуальные предприниматели и
организации с предельной численностью работающих до 15 человек, включая
работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско - правового
характера и работающих в филиалах и подразделениях этих организаций.
При этом субъекты малого
предпринимательства имеют право в предусмотренном Федеральным законом порядке
перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в
течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на
право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности,
совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы
стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного
законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором
произошла подача заявления (п. 3 ст. 2).
(в ред. письма ВАС РФ от 27.02.96 N ОЗ-6)
Под действие упрощенной системы не
подпадают организации, занятые производством подакцизной продукции,
организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений
действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики,
инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг,
предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других
категорий с особым порядком ведения бухгалтерского учета и отчетности (п. 2 ст.
2).
5. В соответствии с Федеральным законом
объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности устанавливается совокупный доход или
валовая выручка, полученные за отчетный период (п. 1 ст. 3).
6. Федеральный закон устанавливает ставки
единого налога для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную
систему налогообложения, учета и отчетности (ст. 4).
7. В статье 5 Федерального закона
определяется порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и
отчетности.
В частности, установлено, что официальным
документом, удостоверяющим право применения субъектами малого
предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности,
является патент, выдаваемый налоговыми органами сроком на один год, и его форма
единая на всей территории Российской Федерации.
При выдаче патента заполняется также его
дубликат, который хранится в налоговом органе.
При утрате патента он подлежит
возобновлению налоговым органом с соблюдением указанных в статье 5 условий и
наложением штрафа на организацию или индивидуального предпринимателя. Размер
штрафа устанавливается органом государственной власти субъекта Российской
Федерации (п. 6 ст. 5).
Устанавливаются также порядок
представления организациями в налоговый орган расчета подлежащего уплате
единого налога и других документов, порядок отказа от применения упрощенной
системы налогообложения, учета и отчетности и обратного перехода (возврата) к
принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности (п. п. 7 и 8 ст. 5).
8. Федеральный закон устанавливает
ответственность субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную
систему налогообложения, учета и отчетности, в соответствии с Законом
Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" и другими законодательными актами Российской Федерации (ст. 6).
Данная информация направляется для
сведения и использования при рассмотрении дел соответствующих категорий.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ