ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 февраля 1996 г. N С5-7/ОЗ-95
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О СОГЛАШЕНИЯХ О РАЗДЕЛЕ
ПРОДУКЦИИ"
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации информирует, что вступил в силу Федеральный закон "О соглашениях
о разделе продукции" (далее - Закон). Закон опубликован в "Российской
газете" 11 января 1996 г. N 5.
1. Закон устанавливает правовые основы
отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных
инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории
Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах
исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о
разделе продукции.
2. Закон регулирует отношения,
возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о
разделе продукции, и определяет основные правовые условия таких соглашений (п.
1 ст. 1).
Отношения, возникающие в процессе
поисков, разведки и добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции,
а также ее транспортировки, обработки, хранения, переработки, использования,
реализации или распоряжения иным образом, регулируются соглашением о разделе
продукции, заключаемым в соответствии с данным Законом. Права и обязанности
сторон соглашения о разделе продукции, имеющие гражданско-правовой характер,
определяются в соответствии с названным Законом и гражданским законодательством
Российской Федерации (п. 3 ст. 1).
3. Согласно Закону соглашение о разделе
продукции (далее - соглашение) является договором, в соответствии с которым
Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности
(инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на
поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в
соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется
осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет
все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия
и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в
соответствии с положениями Закона (п. 1 ст. 2).
При этом следует иметь в виду, что в
соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона условия пользования недрами,
установленные в соглашении, не должны противоречить требованиям Закона
Российской Федерации "О недрах". Лицензия на пользование недрами,
удостоверяющая право пользования участком недр, выдается в соответствии с
положениями статьи 4 данного Закона, и отказ в выдаче лицензии не допускается.
Прекращение обязательств по использованию лицензий устанавливается в судебном
порядке по основаниям данного Закона и Закона Российской Федерации "О
недрах".
Соглашения, заключенные Российской
Федерацией с инвесторами до вступления в силу данного Закона, считаются
соответствующими положениям этого Закона (п. 5 ст. 2).
4. Согласно статье 3 Закона сторонами
соглашения являются Российская Федерация (далее - государство) и инвесторы. При
этом установлено, что от имени Российской Федерации в соглашении выступают
Правительство Российской Федерации и орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в
пользование участок недр, или уполномоченные ими органы, а под инвесторами
понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические
лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие
статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение
собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных
прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся
пользователями недр на условиях соглашения.
5. В соответствии с пунктом 1 статьи 5
Закона срок действия соглашения устанавливается сторонами в соответствии с
законодательством Российской Федерации, действующим на день соглашения.
6. В главе II Закона решаются вопросы,
связанные с заключением и исполнением соглашений.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 6
Закона соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аукциона,
проводимых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и в
сроки, согласованные сторонами, но не позднее чем через год со дня объявления
результатов конкурса или аукциона. При этом соглашения, связанные с
использованием участков на континентальном шельфе, в исключительной
экономической зоне и на участках, отнесенных к особым государственным
стратегическим интересам, а равно соглашения, заключенные без проведения
конкурса или аукциона, утверждаются федеральным законом.
7. В статье 13 Закона решаются вопросы,
связанные с налогами и платежами при исполнении соглашения. В ней, в частности,
предусмотрены случаи освобождения инвестора от взимания налогов, сборов,
акцизов и иных обязательных платежей, а также особенности уплаты налогов и иных
платежей.
8. Статья 15 Закона устанавливает, что
для выполнения работ по соглашению инвестор должен иметь специальные банковские
счета в рублях и (или) иностранной валюте в банках на территории Российской
Федерации и (или) на территориях иностранных государств, используемые
исключительно для выполнения указанных выше работ.
В этой же статье предусмотрено валютное
регулирование. Так, установлено, что на инвестора, а также на юридических лиц,
участвующих в выполнении работ по соглашению на основе договоров (контрактов) с
инвестором, не распространяются требования обязательной продажи на валютном
рынке Российской Федерации части выручки в иностранной валюте, полученной при
выполнении работ по соглашению (п. 3 ст. 15).
9. На основании статьи 16 Закона инвестор
имеет право передать полностью или частично свои права и обязанности по
соглашению любому юридическому лицу или любому гражданину (физическому лицу)
только с согласия государства при условии, если эти лица располагают
достаточными финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой
деятельности, необходимыми для выполнения работ по соглашению.
10. Согласно Закону условия соглашения
сохраняют свою силу в течение всего срока действия. Изменения в соглашении
допускаются только по согласию сторон, а также по требованию одной из сторон в
случае существенного изменения обстоятельств в соответствии с Гражданским
кодексом Российской Федерации.
Изменения в условии соглашений, внесенные
по согласованию сторон, вводятся в действие в том же порядке, что и исходные
соглашения, за исключением конкурса (п. 1 ст. 17).
11. Статья 18 Закона предусматривает
государственные гарантии прав инвестора. Инвестору гарантируется защита
имущественных и иных прав, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с
соглашением.
На инвестора, кроме того, не
распространяется действие нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации и правовых актов органов местного
самоуправления, если указанные акты устанавливают ограничения прав инвестора,
приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением, за исключением
предписаний соответствующих органов надзора, которые выдаются в соответствии с
законодательством Российской Федерации в целях обеспечения безопасного ведения
работ, охраны недр, окружающей природной среды, здоровья населения, а также в
целях обеспечения общественной и государственной безопасности.
12. Стороны несут ответственность за
неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по соглашению в
соответствии с условиями соглашения с соблюдением гражданского законодательства
Российской Федерации (п. 1 ст. 20).
13. На основании статьи 21 Закона
действие соглашения прекращается по истечении срока его действия или досрочно
по согласованию сторон, а также по другим основаниям и в порядке, который
предусмотрен соглашением в соответствии с законодательством Российской
Федерации, действующим на дату подписания соглашения.
14. Споры между государством и
инвестором, связанные с исполнением, прекращением и недействительностью
соглашений, разрешаются в соответствии с условиями соглашения в суде, в
арбитражном суде или в третейском суде (в том числе в международных арбитражных
институтах) (ст. 22).
15. Согласно статье 23 Закона в
соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими
лицами, может быть предусмотрен в соответствии с законодательством Российской
Федерации отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении
предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного
решения.
Данная информация направляется для
сведения и учета при рассмотрении соответствующих категорий дел.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ