ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 июля 1996 г. No. С5-7/ОЗ-388
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И МУЗЕЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации сообщает в порядке информации, что со дня официального опубликования
в "Российской газете" от 04.06.96 No. 104 вступил в силу Федеральный
закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"
от 26.05.96 No. 54-ФЗ (далее - Федеральный закон).
1. Федеральный закон определяет
особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации, а также
особенности создания и правовое положение музеев в Российской Федерации (статья
1).
2. В статье 3 Федерального закона дан
перечень основных понятий, используемых в целях Федерального закона.
В частности, дается определение понятия
музея как некоммерческого учреждения культуры, созданного собственником для
хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных
коллекций.
3. Статьей 4 Федерального закона
предусмотрены вопросы, касающиеся государственного регулирования в сфере музеев
и Музейного фонда Российской Федерации.
Установлено, что от имени Российской
Федерации имущественные и неимущественные личные права и обязанности, а также
государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций,
включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, осуществляет орган
исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возложено
государственное регулирование в области культуры.
Что касается субъектов Российской
Федерации, то такие полномочия осуществляют уполномоченные органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено
государственное регулирование в области культуры.
4. Статьей 10 Федерального закона
предусмотрено ведение Государственного каталога Музейного фонда Российской
Федерации. Данный каталог является учетным документом, содержащим основные
сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции Музейного фонда
Российской Федерации.
Кроме того, в названной статье
установлено, что передача прав собственности и другие действия лиц,
направленные на установление, изменение или прекращение государственных прав и
обязанностей в отношении музейных предметов и музейных коллекций Музейного
фонда Российской Федерации, производятся только после регистрации сделки в
Государственном каталоге.
5. Особенности гражданского оборота
музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской
Федерации, определены в статье 12 Федерального закона. Предусмотрено, что
вышеуказанные предметы могут отчуждаться или переходить от одного лица к
другому лицу в порядке универсального правопреемства либо иным способом только
по специальному разрешению уполномоченного федерального органа исполнительной
власти.
6. Федеральным законом установлено, что
музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной
части Музейного фонда Российской Федерации, являются государственной
собственностью (часть первая статьи 14).
7. В соответствии с частью первой статьи
15 Федерального закона музейные предметы и музейные коллекции государственной
части Музейного фонда Российской Федерации не подлежат отчуждению, кроме
случаев утраты, разрушения или обмена их на другие музейные предметы и музейные
коллекции.
8. Федеральный закон регулирует вопросы
управления музейными предметами и музейными коллекциями государственной части
Музейного фонда Российской Федерации (статья 16) и государственного контроля за
ее состоянием (статья 17).
9. Положения статьи 25 Федерального
закона касаются совершения сделок с музейными предметами и музейными
коллекциями, включенными в состав негосударственной части Музейного фонда
Российской Федерации.
10. Глава V Федерального закона посвящена
вопросам создания музеев (статьи 26 - 30) реорганизации музеев (статья 31),
ликвидации музеев (статья 32), лицензирования деятельности музеев (статья 34) и
др.
11. При определении подведомственности
споров, возникающих из отношений, регулируемых Федеральным законом,
представляется возможным исходить из пункта 1 статьи 11 части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому защита нарушенных
или оспоренных гражданских прав осуществляется судом в соответствии с
подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ