ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 марта 1997 г. N С5-7/ОЗ-167
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации информирует, что 4 февраля 1997 года Правительством Российской Федерации
принято Постановление N 121 "Об основах ценообразования и порядка
государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую
энергию" (далее - Постановление).
Постановление опубликовано в
"Собрании законодательства Российской Федерации" (1997 г., N 7, ст.
855).
1. Пунктом 1 Постановления утверждены на
1997 год Основные положения ценообразования на электрическую и тепловую энергию
на территории Российской Федерации (далее - Основные положения), которыми во
исполнение Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на
электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" определяются
методологические, организационные и правовые вопросы ценообразования на
электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации"
(пункт 1 Основных положений).
В пункте 2 Основных положений содержатся
определения понятий ценообразования, рыночной цены, тарифов на электрическую и
тепловую энергию, потребителя, субъектов оптового рынка и других понятий,
используемых в Основных положениях.
Основными положениями установлено, что
государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию
производится Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации и
региональными энергетическими комиссиями в соответствии с нормативными
правовыми актами Российской Федерации (пункт 4).
Пункт 5 устанавливает перечень тарифов,
подлежащих государственному регулированию.
В соответствии с пунктом 11 Федеральная
энергетическая комиссия утверждает обязательные для исполнения всеми региональными
комиссиями и коммерческими организациями указания, инструкции, правила и другие
документы по вопросам государственного регулирования тарифов на электрическую и
тепловую энергию.
Согласно пункту 20 Основных положений при
расчетах тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую
энергоснабжающими организациями другим энергоснабжающим организациям,
приобретающим электрическую и тепловую энергию для перепродажи, последние
рассматриваются в качестве потребителей.
Пункт 21 Основных положений предусматривает,
что при установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию и размера
платы за услуги, оказываемые на оптовом рынке, Федеральная энергетическая
комиссия и субъекты оптового рынка руководствуются Основными принципами
функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка
электрической энергии (мощности), утвержденными Постановлением Правительства
Российской Федерации от 12 июля 1996 г. N 793 "О федеральном
(общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)".
В соответствии с пунктом 24 Основных
положений расчет и утверждение размера абонентной платы за услуги по
организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России и
размера платы за другие услуги, оказываемые на оптовом рынке, а также норматива
формирования средств для обеспечения безопасного функционирования атомных
электростанций и их развития осуществляется в соответствии с нормативными
документами, утвержденными Федеральной энергетической комиссией.
В приложении к Основным положениям
приводится Временный порядок расчета общей потребности в финансовых средствах
коммерческих организаций электроэнергетики по видам регулируемой деятельности,
в пункте 2 которого перечисляются затраты для расчета средств, относимых на
себестоимость продукции (работ, услуг).
2. Постановлением (пункт 1) утвержден
также и Порядок утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую
энергию в Российской Федерации (далее - Порядок).
В пунктах 3 и 4 Порядка определяется
компетенция соответственно Федеральной энергетической комиссии и региональных
энергетических комиссий по установлению тарифов и размера абонентской платы.
Пункты 6 - 9 Порядка устанавливают
процедуру утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию
на потребительском рынке.
Пунктом 10 Порядка регулируются вопросы
разрешения споров, связанных с государственным регулированием тарифов на
электрическую и тепловую энергию.
Установлено, что в случае возникновения
разногласий, связанных с государственным регулированием тарифов на
электрическую и тепловую энергию, организации электроэнергетики, потребители
или региональные энергетические комиссии в месячный срок после принятия
региональной энергетической комиссией решения могут обратиться в Федеральную
энергетическую комиссию для разрешения разногласий.
Предусмотрено также, что споры, связанные
с государственным регулированием тарифов на энергетическую и тепловую энергию,
в том числе разногласия, не решенные комиссией, подлежат рассмотрению в
арбитражном суде.
Пунктами 11 - 14 Порядка определяется
порядок утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию
(размера платы за услуги) при обращении субъектов оптового рынка с просьбой о
пересмотре этих тарифов.
Порядок установления тарифов на
электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги) по инициативе
органов государственного регулирования регулируется пунктами 15 - 17 Порядка.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В. БОЙКОВ