ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 апреля 1997 г. No. С5-7/ОЗ-225
О ВОЗДУШНОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации информирует о принятии Воздушного кодекса Российской Федерации (далее
- Кодекс), который подписан Президентом Российской Федерации 19 марта 1997
года, No. 60-ФЗ.
Кодекс опубликован в "Российской
газете" от 26.03.97 No. 59-60 и введен в действие с 1 апреля 1997 года.
Предлагается обратить внимание на
отдельные положения Кодекса.
1. В Кодексе определяется понятие
авиационного предприятия как юридического лица независимо от его
организационно-правовой формы и формы собственности, имеющего основными целями
своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров,
багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ (п. 1 ст. 61).
Эксплуатант в Кодексе определяется как
гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности,
на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное
воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта
(п. 3 ст. 61).
2. Коммерческая деятельность в области
гражданской авиации российских авиационных предприятий и российских
индивидуальных предпринимателей допускается при наличии лицензий, полученных в
соответствии со статьей 9 Кодекса (ст. 62).
3. Вопросы, связанные с регулированием
воздушных перевозок, решаются в главе XV Кодекса.
Так, в статье 100 предусмотрено, что
перевозчиком является эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление
воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров
воздушной перевозки.
Определяется содержание договоров
воздушной перевозки пассажира, грузов, почты (ст. 103), а также договора
фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) (ст. 104).
В соответствии с пунктом 1 статьи 105
Кодекса договоры воздушной перевозки пассажира, груза или почты удостоверяются
соответственно билетом, багажной квитанцией, грузовой или почтовой накладной.
4. Вопросам ответственности перевозчика,
эксплуатанта и грузоотправителя посвящена глава XVII Кодекса.
В частности, в статье 118 Кодекса
предусмотрена ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение
(порчу) багажа или груза после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи
грузополучателю или до передачи их согласно установленным правилам другому
гражданину или юридическому лицу в случае, если он не докажет, что им были
приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры
невозможно было принять (п. 1 ст. 118).
Размеры ответственности перевозчика за
утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся
при пассажире, установлены статьей 119 Кодекса, а ответственность перевозчика
за просрочку доставки пассажира, багажа или груза предусмотрена статьей 120
Кодекса.
Статья 124 Кодекса определяет порядок
предъявления требований в случае нарушения договоров воздушной перевозки
пассажира, груза или почты.
Предусмотрено, что до предъявления к
перевозчику иска в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или
договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется претензия (п. 3
ст. 124).
Претензия предъявляется в аэропорту
пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя
(п. 4 ст. 124).
5. В соответствии с пунктом 1 статьи 126
Кодекса претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть
предъявлена в течение шести месяцев. В этой же статье предусмотрен и порядок
исчисления этого срока.
При этом установлено, что перевозчик
вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если
признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии (п. 2 ст.
126).
6. В статье 128 Кодекса установлен
тридцатидневный срок для рассмотрения претензии и уведомления грузоотправителя
или грузополучателя о ее удовлетворении или отклонении. При этом течение срока
исковой давности начинается на следующий день после получения грузоотправителем
или грузополучателем ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии,
в случае неполучения такого ответа - через сорок пять дней после получения
претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной
перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.
7. С введением в действие Кодекса признан
утратившим силу с 1 апреля 1997 года пункт 8 (в части применения Воздушного
кодекса Союза ССР) постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3
марта 1993 года No. 4604-1 "О некоторых вопросах применения
законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации".
Установлено также, что с 1 апреля 1997
года на территории Российской Федерации не применяются Указ Президиума
Верховного Совета СССР от 11 мая 1983 года No. 9275-Х "Об утверждении
Воздушного кодекса Союза ССР"; Закон СССР от 17 июня 1983 года No. 9202-Х
"Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР "Об
утверждении Воздушного кодекса Союза ССР"; Указ Президиума Верховного
Совета СССР от 2 октября 1987 года No. 7812-XI "О внесении изменений в
Воздушный кодекс Союза ССР" (ст. 136).
8. В статье 137 определен порядок применения
положений Кодекса. В частности, предусмотрено, что названные положения
применяются к гражданским правоотношениям, возникшим после введения Кодекса в
действие, а установленные статьями 126, 127 и 128 Кодекса сроки предъявления
претензий применяются к тем претензиям, сроки предъявления которых,
предусмотренные ранее действовавшим законодательством, не истекли к моменту
введения в действие Кодекса.
Данная информация направляется для
сведения и учета при рассмотрении соответствующих категорий дел.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В. БОЙКОВ