ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 августа 1997 г. N С5-7/ОЗ-556
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
ПРОИЗВОДСТВА"
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации информирует о принятии Федерального закона от 14 июля 1997 г. N
100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного
производства", который опубликован в "Российской газете" 27 июля
1997 г. N 143.
При этом предлагается обратить внимание
на отдельные положения названного Федерального закона.
1. Товаропроизводителям в сфере
агропромышленного производства согласно статье 5 гарантируется возможность
свободной реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.
Органы государственной власти стимулируют
формирование рыночной системы сбыта и реализации сельскохозяйственных
продукции, сырья и продовольствия в соответствии с действующим
законодательством.
2. Залог сельскохозяйственных продукции,
сырья и продовольствия с участием государства осуществляется в соответствии со
статьей 6 Федерального закона. При этом залогодержателями являются юридические
лица, уполномоченные Правительством Российской Федерации на осуществление
залога, а залогодателями - товаропроизводители в сфере агропромышленного
производства (п. 1 ст. 6).
Залог сельскохозяйственных продукции,
сырья и продовольствия без участия государства осуществляется в соответствии с
положениями гражданского законодательства (п. 5 ст. 6).
3. Вопросы осуществления лизинга в сфере
агропромышленного производства с участием государства регламентируются в статье
9 данного Федерального закона. В пункте 2 этой статьи предусмотрено, что лизинг
без участия государства осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
4. В статье 10 определено, в каких
случаях применяются гарантированные цены на сельскохозяйственные продукцию,
сырье и продовольствие и каков порядок их расчета.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи
перечень сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, на которые
устанавливаются гарантированные цены, объемы (квоты) ее реализации по
гарантированным ценам, уровень гарантированных цен и их индексация, а также
порядок применения гарантированных цен устанавливаются Правительством Российской
Федерации.
5. В статье 11 определено, в каких целях
используются целевые цены (нормативные индикаторы), и установлено, что порядок
их использования определяется Правительством Российской Федерации.
6. В соответствии со статьей 12 для
организаций первичной переработки сельскохозяйственной продукции,
производственно - технического обслуживания и материально - технического
обеспечения агропромышленного комплекса, занимающих доминирующее положение,
может применяться регулирование цен. Порядок регулирования этих цен, перечень
продукции (услуг), на которую устанавливаются федеральными органами
исполнительной власти цены, определяет Правительство Российской Федерации в
соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской
Федерации.
7. Согласно статье 15 безналичные расчеты
юридических лиц, являющихся потребителями (покупателями) сельскохозяйственных
продукции, сырья и продовольствия, с товаропроизводителями (поставщиками),
находящимися на территории Российской Федерации, производятся по инкассо, если
иной порядок не предусмотрен в договоре.
Срок оплаты за сельскохозяйственные
продукцию и сырье, поставленные перерабатывающим и другим организациям, а также
за продовольствие, поставленное торговым и другим организациям, устанавливается
при инкассо до десяти дней, а по скоропортящимся товарам до пяти дней после
поступления расчетных документов в банк плательщика.
При наличии устойчивых хозяйственных
связей расчеты за сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие
осуществляются посредством обязательных платежей не реже трех раз в месяц.
Пунктом 2 статьи 15 Закона предусмотрено,
что покупатель сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия
уплачивает поставщику пеню в размере 2 процентов за каждый день просрочки
платежа от суммы несвоевременно оплаченной продукции, а при просрочке оплаты
более 30 дней - в размере 3 процентов. Взыскание пени в пользу поставщика
производится в безакцептном порядке на основании требования поставщика в
соответствии с банковскими правилами банком покупателя продукции, с взиманием в
пользу последнего 5 процентов полученной пени.
8. В статье 18 предусмотрены меры
государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в сфере
агропромышленного производства, направленные на защиту интересов отечественных
товаропроизводителей и принимаемые Правительством Российской Федерации в
интересах продовольствия безопасности Российской Федерации.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ