ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 1997 г. N С5-7/ОУ-805
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 декабря 1997 г. N ВК-6-08/835
ПИСЬМО
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ
ПРОВЕРОК УПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ
В АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ
Одной из основных гарантий обеспечения
независимости судей при осуществлении правосудия является закрепленный
Конституцией Российской Федерации принцип разделения властей, в соответствии с
которым судебная власть самостоятельна и действует независимо от
законодательной и исполнительной властей.
Законом "О статусе судей в
Российской Федерации" установлено, что судья не обязан давать каких-либо
объяснений по существу рассмотренных или находящихся в его производстве дел, а
также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях
и порядке, предусмотренных процессуальным законом.
Вместе с тем на налоговые органы возложен
контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов. В
соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" государственная пошлина, которой
оплачиваются подаваемые в арбитражные суды исковые заявления и жалобы, отнесена
к федеральным налогам. Государственные налоговые инспекции имеют реальные
полномочия регулировать отношения в сфере уплаты госпошлины.
Свои функциональные обязанности
региональные налоговые инспекции реализуют путем проведения проверок. В
арбитражных судах они проверяют правильность исчисления размера государственной
пошлины и полноты поступления ее в бюджет в целях предупреждения ошибок по
указанным вопросам.
Проверки, проводимые налоговыми органами,
не должны затрагивать существа принимаемых арбитражными судами решений, а
следовательно, и не должны рассматриваться как вмешательство в судебную
деятельность.
В связи с недостаточной правовой
регламентацией подобных проверок и различным толкованием действующего
законодательства арбитражным судам и региональным налоговым инспекциям
необходимо при организации этой работы учитывать следующие рекомендации.
1. В соответствии с федеральными законами
в системе арбитражных судов в Российской Федерации судами первой инстанции
являются арбитражные суды субъектов Российской Федерации.
В связи с изложенным проверки уплаты
государственной пошлины при обращении в арбитражные суды осуществляют только
государственные налоговые инспекции республик в составе Российской Федерации,
государственные налоговые инспекции по краям, областям, автономной области,
автономным округам, городам Москве и Санкт - Петербургу.
Проверки проводятся не реже одного раза в
2 года.
2. Руководитель соответствующей налоговой
инспекции заблаговременно письменно согласовывает с председателем арбитражного
суда предполагаемые сроки проверки и состав комиссии. Продолжительность
проверки не должна превышать одного месяца.
3. Изучение необходимых документов не
должно создавать каких-либо помех в осуществлении судами правосудия.
Председателям арбитражных судов следует
оказывать содействие государственным налоговым инспекциям в исполнении
возложенных на них обязанностей, в частности, представлять необходимые
материалы, выделять в помощь работников аппарата суда, обеспечивать соответствующим
помещением.
4. По результатам проверок соблюдения
налогового законодательства должностными лицами налоговых органов, принимавшими
участие в их проведении, составляется акт. В случае, если в результате проверки
не выявлено нарушений налогового законодательства, факт проведения проверки
оформляется справкой.
Акт (справка) проверки соблюдения
налогового законодательства должен быть подписан всеми участвовавшими в
проверке должностными лицами налогового органа.
В случае несогласия с фактами, изложенными
в акте (справке), руководитель арбитражного суда может записать свои
возражения.
Пояснения руководителя арбитражного суда
по акту (справке) проверки могут быть оформлены как в виде записи на последней
странице акта (справки), производимой непосредственно после его подписания, так
и в виде письма, направленного в налоговый орган. Указанное письмо должно быть
приложено к акту (справке) проверки.
В течение месяца председатель
арбитражного суда организует оперативное совещание судей и работников аппарата
суда, на котором проводившие проверку работники налоговой инспекции докладывают
ее результаты.
Арбитражному суду целесообразно совместно
с налоговой инспекцией принять меры, направленные на обеспечение правильного
исчисления и своевременного поступления в федеральный бюджет государственной
пошлины, предупреждение в дальнейшем подобных ошибок.
5. Руководителям налоговых органов
необходимо установить действенный контроль за исполнением выдаваемых
арбитражными судами исполнительных листов на взыскание в доход федерального
бюджета сумм государственной пошлины.
Налоговые органы периодически сообщают
арбитражным судам о ходе взысканий по исполнительным листам, переданным им на
исполнение.
Председателям судов установить
взаимодействие с налоговыми органами по этим вопросам.
6. В целях повышения достоверности
статистических данных, касающихся государственной пошлины, арбитражным судам и
государственным налоговым инспекциям необходимо дважды в год обмениваться
информацией по начисленным и реально поступившим в бюджет суммам
государственной пошлины.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ
Заместитель Руководителя
Государственной налоговой
службы Российской Федерации
В.Г.КОРАБЛЕВ