ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 декабря 1997 г. N С5-7/ОЗ-846
О ПОСТАНОВЛЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
СТАТЬИ 11.1 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 1 АПРЕЛЯ
1993 ГОДА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" В РЕДАКЦИИ ОТ 19 ИЮЛЯ 1997 ГОДА
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации в порядке информации сообщает, что Конституционным Судом Российской Федерации
11 ноября 1997 года принято Постановление по делу о проверке конституционности
положений статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О
Государственной границе Российской Федерации" в редакции от 19 июля 1997
года.
При рассмотрении дела Конституционный Суд
Российской Федерации установил, в частности, что оспариваемая статья вводила
сбор за пограничное оформление при осуществлении пограничного контроля (часть
первая), определяла его размеры, взимаемые с лиц, следующих через государственную
границу, с владельцев транспортных средств и грузов за досмотр автомобильного,
воздушного, морского и железнодорожного транспорта, а также устанавливала, что
порядок взимания сбора должен определяться Правительством Российской Федерации
(часть вторая). Соответствующие акты Правительством Российской Федерации не
издавались, и сбор за пограничное оформление не взимался.
19 июля 1997 года был принят Федеральный
закон "О внесении изменения в статью 11.1 Закона Российской Федерации
"О Государственной границе Российской Федерации". При этом сохранена
прежняя редакция части первой статьи 11.1, а согласно новой редакции части
второй статьи 11.1 порядок взимания и размеры сбора за пограничное оформление,
а также категории владельцев транспортных средств и грузов, иных лиц,
освобождаемых полностью или частично от уплаты указанного сбора,
устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации
исходил из того, что сбор за пограничное оформление, по сути, является
налоговым платежом и представляет собой основанную на законе денежную форму
отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти. При
этом Конституционный Суд Российской Федерации констатировал, что сбор за
пограничное оформление по своей юридической природе подпадает под
конституционное понятие "федеральные налоги и сборы", установление
которых в соответствии со статьями 71 (п. "з") и 57 Конституции
Российской Федерации относится к полномочиям федерального законодательного органа.
По результатам рассмотрения дела
Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
1. Признать положение части первой статьи
11.1 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской
Федерации" о введении налогового платежа (сбора за пограничное оформление)
не противоречащим Конституции Российской Федерации.
2. Признать положения части второй статьи
11.1 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской
Федерации" об установлении размеров сбора за пограничное оформление, а
также категорий владельцев транспортных средств и грузов, иных лиц,
освобождаемых полностью или частично от уплаты указанного сбора, Правительством
Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее
статье 57.
3. Признать положение части второй статьи
11.1 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской
Федерации" об установлении порядка взимания сбора за пограничное
оформление Правительством Российской Федерации соответствующим Конституции
Российской Федерации.
Постановление Конституционного Суда
Российской Федерации от 11 ноября N 16-П опубликовано в "Российской
газете" от 18 ноября 1997 г. N 222.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ