ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 июня 1998 г. No. С5-7/УЗ-406
О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации в порядке информации сообщает, что в апреле 1998 года Государственной
Думой принят Градостроительный кодекс Российской Федерации, подписанный
Президентом Российской Федерации 7 мая 1998 г. (No. 73-ФЗ). Градостроительный
кодекс Российской Федерации опубликован в "Российской газете" 14 мая
1998 г. No. 91.
Предлагается обратить внимание на
некоторые положения Градостроительного кодекса Российской Федерации.
1. Градостроительный кодекс Российской
Федерации (далее - Кодекс) определяет компетенцию органов государственной
власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, права и обязанности граждан и юридических лиц в области
градостроительной деятельности, роль градостроительной документации и
градостроительных регламентов в регулировании использования территории
Российской Федерации, а также ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации о градостроительстве (преамбула).
2. Пунктом 5 статьи 3 Кодекса установлено,
что споры, возникающие при осуществлении градостроительной деятельности,
рассматриваются федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, судом в пределах их компетенции.
3. Главой II Кодекса регулируются вопросы
обеспечения прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности.
В частности, в статье 18 Кодекса
установлено, что граждане, их объединения и юридические лица Российской
Федерации имеют право на достоверную, полную и своевременную информацию о
состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях и иную
информацию о градостроительной деятельности, за исключением информации,
содержащей государственную тайну в соответствии с федеральным законом (п. 1).
Предусмотрено, что до утверждения
градостроительной документации граждане Российской Федерации и их объединения
могут проводить независимые экспертизы указанной документации за счет
собственных средств. Независимые экспертизы градостроительной документации
могут использоваться для обжалования в суд или арбитражный суд заключений
органов государственной экспертизы градостроительной и проектной документации
(п. 4).
Граждане Российской Федерации и их
объединения в случаях, если градостроительная деятельность затрагивает их
интересы, имеют право: требовать в административном или судебном порядке отмены
решения о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции или вводе в
эксплуатацию объектов в случае нарушения законодательства Российской Федерации
о градостроительстве, а также требовать в административном или судебном порядке
ограничения, приостановления или прекращения деятельности предприятий и других
объектов, эксплуатация которых осуществляется с нарушением законодательства
Российской Федерации о градостроительстве; обжаловать в суд заключения органов
государственной экспертизы градостроительной и проектной документации;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу
граждан в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о
градостроительстве; требовать в порядке, предусмотренном действующим
законодательством, привлечения к ответственности граждан, виновных в нарушении
законодательства Российской Федерации о градостроительстве (п. 6).
4. Статьей 39 Кодекса определено, что
правила застройки являются нормативным правовым актом органа местного
самоуправления, устанавливающим порядок осуществления градостроительной
деятельности на соответствующих территориях городских и сельских поселений, в
том числе на территориях закрытых административно - территориальных образований
(п. 1).
При этом предусмотрено, что правила
застройки могут быть обжалованы в суд проживающими на соответствующих
территориях гражданами, а также собственниками и иными владельцами объектов недвижимости,
права и законные интересы которых оказались нарушены (п. 8).
5. В статье 51 Кодекса предусмотрено, что
государственные градостроительные нормативы и правила являются составной частью
системы нормативно - технических документов в строительстве (п. 1).
Государственные градостроительные
нормативы и правила являются основанием для вынесения решений органами
государственной власти и органами местного самоуправления, государственными
органами, осуществляющими контроль в области градостроительства, правоохранительными
органами по вопросам прав собственников, владельцев, пользователей и
арендаторов в области градостроительной деятельности, а также прав граждан и
юридических лиц, интересы которых могут быть затронуты в случае нарушения
государственных градостроительных нормативов и правил (п. 3).
6. Статьей 62 Кодекса определено, что
разрешение на строительство выдается на основании заявлений заинтересованных
физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные
участки, и при наличии утвержденной проектной документации строительство (п.
2).
Орган местного самоуправления может
отказать в выдаче разрешения на строительство в случаях: несоответствия
проектной документации разрешенному использованию земельного участка;
несоответствия проектной документации строительным нормам и правилам (п. 6).
Решение органа местного самоуправления о
выдаче или об отказе в выдаче разрешения на строительство может быть обжаловано
в суд (п. 7).
7. Главой XIII Кодекса предусмотрен
контроль за осуществлением градостроительной деятельности и ответственность за
нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве. В
частности, установлено право должностных лиц органов архитектуры и
градостроительства в пределах их компетенции предъявлять иски в суд о
возмещении причиненного среде жизнедеятельности вреда в случае, если
градостроительная деятельность осуществляется с нарушением законодательства
Российской Федерации о градостроительстве. Действия и решения указанных
должностных лиц, проводящих контроль за осуществлением градостроительной
деятельности, могут быть обжалованы в суд в установленном порядке (п. 3 ст.
65).
Граждане и юридические лица, причинившие
вред среде жизнедеятельности при осуществлении градостроительной деятельности с
нарушением законодательства Российской Федерации о градостроительстве, обязаны
возместить причиненный ими вред в полном объеме. Порядок возмещения вреда
определяется гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 67).
8. Статья 72 Кодекса определяет порядок
введения его в действие.
Кодекс вводится в действие со дня его
официального опубликования (п. 1).
Законы и иные нормативные правовые акты в
области градостроительства, действующие на территории Российской Федерации,
применяются, если они не противоречат названному Кодексу (п. 2).
Кодекс применяется к правовым отношениям
в области градостроительной деятельности, возникшим после введения его в
действие. К правовым отношениям в области градостроительной деятельности,
возникшим до введения Кодекса в действие, названный Кодекс применяется к тем
правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие (п. 3).
9. Статьей 73 Кодекса признаны
утратившими силу: Закон Российской Федерации "Об основах
градостроительства в Российской Федерации"; Федеральный закон "О
внесении дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации "Об основах
градостроительства в Российской Федерации"; Постановление Верховного
Совета Российской Федерации "О введении в действие Закона Российской
Федерации "Об основах градостроительства в Российской Федерации" (п.
1) и внесены изменения в статью 143 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях,
которая излагается в следующей редакции:
"Статья 143. Строительство объектов
недвижимости
без разрешения на строительство
Строительство объектов недвижимости без
разрешения на строительство (самовольная постройка) -
влечет наложение штрафа в размере от
десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда".
Настоящая информация направляется для
сведения и использования в работе.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ