| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 3 июня 1998 г. No. С5-7/УЗ-406

 

О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в порядке информации сообщает, что в апреле 1998 года Государственной Думой принят Градостроительный кодекс Российской Федерации, подписанный Президентом Российской Федерации 7 мая 1998 г. (No. 73-ФЗ). Градостроительный кодекс Российской Федерации опубликован в "Российской газете" 14 мая 1998 г. No. 91.

Предлагается обратить внимание на некоторые положения Градостроительного кодекса Российской Федерации.

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) определяет компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, права и обязанности граждан и юридических лиц в области градостроительной деятельности, роль градостроительной документации и градостроительных регламентов в регулировании использования территории Российской Федерации, а также ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве (преамбула).

2. Пунктом 5 статьи 3 Кодекса установлено, что споры, возникающие при осуществлении градостроительной деятельности, рассматриваются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, судом в пределах их компетенции.

3. Главой II Кодекса регулируются вопросы обеспечения прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности.

В частности, в статье 18 Кодекса установлено, что граждане, их объединения и юридические лица Российской Федерации имеют право на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях и иную информацию о градостроительной деятельности, за исключением информации, содержащей государственную тайну в соответствии с федеральным законом (п. 1).

Предусмотрено, что до утверждения градостроительной документации граждане Российской Федерации и их объединения могут проводить независимые экспертизы указанной документации за счет собственных средств. Независимые экспертизы градостроительной документации могут использоваться для обжалования в суд или арбитражный суд заключений органов государственной экспертизы градостроительной и проектной документации (п. 4).

Граждане Российской Федерации и их объединения в случаях, если градостроительная деятельность затрагивает их интересы, имеют право: требовать в административном или судебном порядке отмены решения о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции или вводе в эксплуатацию объектов в случае нарушения законодательства Российской Федерации о градостроительстве, а также требовать в административном или судебном порядке ограничения, приостановления или прекращения деятельности предприятий и других объектов, эксплуатация которых осуществляется с нарушением законодательства Российской Федерации о градостроительстве; обжаловать в суд заключения органов государственной экспертизы градостроительной и проектной документации; предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о градостроительстве; требовать в порядке, предусмотренном действующим законодательством, привлечения к ответственности граждан, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о градостроительстве (п. 6).

4. Статьей 39 Кодекса определено, что правила застройки являются нормативным правовым актом органа местного самоуправления, устанавливающим порядок осуществления градостроительной деятельности на соответствующих территориях городских и сельских поселений, в том числе на территориях закрытых административно - территориальных образований (п. 1).

При этом предусмотрено, что правила застройки могут быть обжалованы в суд проживающими на соответствующих территориях гражданами, а также собственниками и иными владельцами объектов недвижимости, права и законные интересы которых оказались нарушены (п. 8).

5. В статье 51 Кодекса предусмотрено, что государственные градостроительные нормативы и правила являются составной частью системы нормативно - технических документов в строительстве (п. 1).

Государственные градостроительные нормативы и правила являются основанием для вынесения решений органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными органами, осуществляющими контроль в области градостроительства, правоохранительными органами по вопросам прав собственников, владельцев, пользователей и арендаторов в области градостроительной деятельности, а также прав граждан и юридических лиц, интересы которых могут быть затронуты в случае нарушения государственных градостроительных нормативов и правил (п. 3).

6. Статьей 62 Кодекса определено, что разрешение на строительство выдается на основании заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной документации строительство (п. 2).

Орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство в случаях: несоответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка; несоответствия проектной документации строительным нормам и правилам (п. 6).

Решение органа местного самоуправления о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на строительство может быть обжаловано в суд (п. 7).

7. Главой XIII Кодекса предусмотрен контроль за осуществлением градостроительной деятельности и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве. В частности, установлено право должностных лиц органов архитектуры и градостроительства в пределах их компетенции предъявлять иски в суд о возмещении причиненного среде жизнедеятельности вреда в случае, если градостроительная деятельность осуществляется с нарушением законодательства Российской Федерации о градостроительстве. Действия и решения указанных должностных лиц, проводящих контроль за осуществлением градостроительной деятельности, могут быть обжалованы в суд в установленном порядке (п. 3 ст. 65).

Граждане и юридические лица, причинившие вред среде жизнедеятельности при осуществлении градостроительной деятельности с нарушением законодательства Российской Федерации о градостроительстве, обязаны возместить причиненный ими вред в полном объеме. Порядок возмещения вреда определяется гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 67).

8. Статья 72 Кодекса определяет порядок введения его в действие.

Кодекс вводится в действие со дня его официального опубликования (п. 1).

Законы и иные нормативные правовые акты в области градостроительства, действующие на территории Российской Федерации, применяются, если они не противоречат названному Кодексу (п. 2).

Кодекс применяется к правовым отношениям в области градостроительной деятельности, возникшим после введения его в действие. К правовым отношениям в области градостроительной деятельности, возникшим до введения Кодекса в действие, названный Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие (п. 3).

9. Статьей 73 Кодекса признаны утратившими силу: Закон Российской Федерации "Об основах градостроительства в Российской Федерации"; Федеральный закон "О внесении дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации "Об основах градостроительства в Российской Федерации"; Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О введении в действие Закона Российской Федерации "Об основах градостроительства в Российской Федерации" (п. 1) и внесены изменения в статью 143 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, которая излагается в следующей редакции:

 

"Статья 143. Строительство объектов недвижимости

без разрешения на строительство

 

Строительство объектов недвижимости без разрешения на строительство (самовольная постройка) -

влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда".

Настоящая информация направляется для сведения и использования в работе.

 

Заместитель Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

О.В.БОЙКОВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024