ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 29 июля 1998 г. N 36
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПРИМЕНЕНИИ
КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ"
У арбитражных судов возникают вопросы при
разрешении споров о применении контрольно - кассовых машин.
С учетом Постановления Конституционного
Суда Российской Федерации от 12.05.98 по делу о проверке конституционности
отдельных положений абзаца 6 статьи 6 и абзаца 2 части 1 статьи 7 Закона
Российской Федерации от 18.06.93 "О применении контрольно - кассовых машин
при осуществлении денежных расчетов с населением" в связи с запросом
Дмитровского районного суда Московской области и жалобами граждан сообщаем
следующее.
При совершении юридическими или
физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, правонарушения, предусмотренного абзацем 2 части
1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и статьей 146.5
Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (далее - КоАП), арбитражным
судам необходимо исходить из того, что впредь до урегулирования Федеральным
Собранием этого вопроса применяется ответственность, предусмотренная статьей
146.5 КоАП.
Остальные положения статьи 7 Закона
Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением" действуют до принятия по ним
решения Федеральным Собранием.
При рассмотрении исков о признании
недействительными решений налоговых инспекций о применении штрафных санкций к
юридическому лицу или предпринимателю за ведение расчетов с населением без
применения контрольно - кассовой машины, вынесенных после 12 мая 1998 года,
арбитражным судам следует проверять, соблюдены ли налоговыми инспекциями
требования КоАП в части сроков для применения таких санкций и определения их
размеров.
Обжалованные в установленном порядке
решения арбитражных судов, не вступившие в законную силу, пересматриваются
апелляционными инстанциями с учетом упомянутого Постановления Конституционного
Суда Российской Федерации.
Дела, находящиеся на рассмотрении в
кассационной инстанции, также решаются с учетом статьи 146.5 КоАП без передачи
их на новое рассмотрение.
Неисполненные инкассовые поручения
налоговых инспекций, в том числе и по делам, по которым юридическим лицам было
отказано арбитражными судами в признании недействительными решений о применении
санкций в соответствии со статьей 79 Федерального конституционного закона
Российской Федерации от 21.07.94 "О Конституционном Суде Российской
Федерации", пересматриваются налоговыми инспекциями с учетом статьи 146.5
КоАП.
В случае отказа налоговых инспекций от
такого пересмотра инкассовых поручений спор о их пересмотре может быть решен в
арбитражном суде.
Взыскание санкций по неисполненным или
частично исполненным исполнительным листам может быть прекращено арбитражными
судами в части, превышающей санкцию, предусмотренную статьей 146.5 КоАП, путем
принятия определений с учетом пункта 1 статьи 23 Закона Российской Федерации от
21.07.97 "Об исполнительном производстве".
В.Ф.ЯКОВЛЕВ