ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 августа 1998 г. N С5-1/УЗ-613
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ
"ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫХ
ОБЩЕСТВ РАБОТНИКОВ (НАРОДНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ)"
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации информирует о принятии Государственной Думой Федерального закона
"Об особенностях правового положения акционерных обществ работников
(народных предприятий)" (далее - Федеральный закон), который подписан
Президентом Российской Федерации 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ.
Федеральный закон опубликован в
"Российской газете" от 29 июля 1998 г. N 142 и вступает в силу с 1
октября 1998 г.
В связи с этим предлагается обратить
внимание на отдельные положения Федерального закона.
1. Федеральный закон определяет
особенности создания и правового положения акционерных обществ работников
(народных предприятий) (далее - народные предприятия), права и обязанности их
акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров (пункт 1
статьи 1).
К народным предприятиям применяются
правила Федерального закона "Об акционерных обществах" о закрытых
акционерных обществах, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом
(пункт 2 статьи 1).
2. Вопросу порядка создания народного предприятия
посвящена статья 2 Федерального закона.
Пунктом 1 установлено, что народное
предприятие может быть создано в порядке, предусмотренном названным Федеральным
законом, путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением
государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и
открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49 процентов
уставного капитала. Создание народного предприятия иным способом не
допускается.
3. Статья 3 Федерального закона содержит
положения о договоре о создании народного предприятия и уставе народного
предприятия.
В частности, договор о создании народного
предприятия помимо сведений, указанных в пункте 5 статьи 9 Федерального закона
"Об акционерных обществах", должен содержать условия, сроки и порядок
выкупа народным предприятием акций народного предприятия у его акционеров в
целях соблюдения названного Федерального закона и условий договора о создании
народного предприятия (подпункт 3 пункта 1 статьи 3).
Устав народного предприятия помимо
сведений, указанных в пункте 3 статьи 11 Федерального закона "Об
акционерных обществах", должен содержать сведения, в частности, о
максимальной доле акций народного предприятия в общем количестве акций, которой
может владеть один работник народного предприятия (абзац 2 пункта 4 статьи 3).
4. В статье 4 регулируются вопросы
уставного капитала народного предприятия.
Устанавливается, в частности, что
минимальный уставный капитал народного предприятия должен составлять не менее
1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного
федеральным законом на дату государственной регистрации народного предприятия
(пункт 7 статьи 4).
5. Вопросу наделения акциями работников
народного предприятия посвящена статья 5 Федерального закона. При этом пункт 5
устанавливает, что положения данной статьи вступают в силу после выполнения
условий договора о создании народного предприятия.
6. Федеральным законом устанавливаются
ограничения на право владения и распоряжения акциями народного предприятия
(статья 6).
7. Статья 8 регулирует вопрос продажи
акций народного предприятия, находящихся на его балансе. При этом акции
народного предприятия, находящиеся на его балансе, полностью или частично могут
быть проданы его работникам, а также физическим лицам, не являющимся его
работниками, и / или юридическим лицам (абзац 1 пункта 1 статьи 8).
8. Согласно пункту 4 статьи 9 число
акционеров народного предприятия не должно превышать пять тысяч. При превышении
указанного числа народное предприятие обязано в течение одного года привести
его в соответствие с настоящим пунктом либо преобразоваться в коммерческую
организацию иной формы.
При невыполнении указанного требования в
течение указанного срока народное предприятие подлежит ликвидации в судебном
порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию
юридических лиц, или уполномоченного на то государственного органа, или органа
местного самоуправления.
9. Федеральный закон устанавливает, в
частности, компетенцию общего собрания акционеров (статья 10), внеочередного
общего собрания акционеров (статья 11), наблюдательного совета народного предприятия
(статья 12), компетенцию генерального директора народного предприятия (статья
13).
10. В соответствии с абзацем 3 пункта 5
статьи 14 решения контрольной комиссии могут быть пересмотрены общим собранием
акционеров или обжалованы в суд.
О.В.БОЙКОВ