ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 9 сентября 1998 г. N С5-7/УЗ-693
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации информирует, что 16 июля 1998 г. Государственной Думой принят
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
(далее - Закон), который 29 июля подписан Президентом Российской Федерации (N
135-ФЗ). Закон был опубликован в "Российской газете" (N 145 - 146 от
06.08.98), а также в "Собрании законодательства Российской Федерации"
(1998, N 31, ст. 3813).
Предлагается обратить внимание на
следующие положения:
1. В Законе дается понятие оценочной деятельности
(ст. 2), приводится неисчерпывающий перечень объектов оценки (ст. 5),
устанавливается правило, согласно которому право на проведение оценки является
безусловным и не зависит от установленного законодательством порядка
осуществления государственного статистического учета, бухгалтерского учета и
отчетности, а также предусмотрено право обжаловать результаты проведения оценки
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 4).
2. Согласно статье 7 Закона в случае,
если в нормативном правовом акте, содержащем требования обязательного
проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта
оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению
подлежит рыночная стоимость данного объекта.
3. Проведение оценки, согласно статье 8
Закона, является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов,
принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской
Федерации либо муниципальным образованиям. Действие этой статьи не распространяется
на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными
унитарными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними на
праве хозяйственного ведения или оперативного управления, за исключением
случаев, когда распоряжение имуществом в соответствии с законодательством
Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества.
4. Основаниями для проведения оценки, как
следует из статьи 9 Закона, являются договор между оценщиком и заказчиком,
определение суда, арбитражного суда или третейского суда, а также решение
уполномоченного органа. Суд, арбитражный суд, третейский суд самостоятельны в
выборе оценщика.
5. Статьей 10 Закона установлены
существенные условия договора между оценщиком и заказчиком, а также письменная
форма договора, не требующая нотариального удостоверения.
6. Спор о достоверности величины рыночной
или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете оценщика, подлежит
согласно статье 13 Закона рассмотрению судом (арбитражным судом, третейским
судом), который вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в
ходе рассмотрения спора, только в случаях обязательности совершения сделки в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Статьей 16 Закона предусмотрены
правила, обеспечивающие независимость оценщика, а статьей 17 - обязательность
страхования гражданской ответственности оценщиков. Страховым случаем является
причинение убытков третьим лицам в связи с осуществлением оценщиком своей
деятельности, установленное вступившим в силу решением суда, арбитражного суда
или третейского суда.
8. Статьи 18 - 24 определяют порядок
регулирования оценочной деятельности. Контроль за ее осуществлением возложен на
органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации. Дополнительно к
государственному регулированию допускается саморегулирование оценочной
деятельности, осуществляемой саморегулируемыми организациями оценщиков.
Установлены требования к лицензированию оценочной деятельности.
9. Закон, согласно статье 25, вступил в
силу со дня его официального опубликования.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ