ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 сентября 1998 г. No. С5-7/УЗ-718
О БЮДЖЕТНОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственной Думой 17 июля 1998 г.
принят Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), одобренный
Советом Федерации 17 июля 1998 г. Кодекс подписан Президентом Российской
Федерации 31 июля 1998 г. (No. 145-ФЗ) и опубликован в "Российской газете"
12 августа 1998 г., No. 153 - 154.
Кодекс вводится в действие федеральным
законом о введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст. 307
Кодекса).
Вместе с тем, учитывая объемность Кодекса
и его важное значение для правоприменительной, в том числе и судебно -
арбитражной, практики, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рекомендует
заранее организовать в арбитражных судах изучение положений Кодекса судьями и
специалистами.
Программа изучения могла бы быть
составлена арбитражными судами самостоятельно с учетом имеющихся возможностей.
В частности, не исключается целесообразность построить программу с учетом
структуры Кодекса и включить в нее следующие пункты:
1. Часть первая Бюджетного кодекса
Российской Федерации. Общие вопросы бюджетного законодательства.
2. Часть вторая Бюджетного кодекса
Российской Федерации. Бюджетная система Российской Федерации.
3. Часть третья Бюджетного кодекса
Российской Федерации. Бюджетный процесс в Российской Федерации.
4. Части четвертая и пятая Бюджетного
кодекса Российской Федерации. Ответственность за нарушение бюджетного
законодательства Российской Федерации. Заключительные положения.
При этом было бы желательным изучение
положений Кодекса в первую очередь с позиций правильного разрешения
арбитражными судами подведомственных им споров, которые могут возникнуть после
введения в действие Кодекса. Имеются в виду, в частности, нормы о структуре
бюджетного законодательства Российской Федерации (ст. 2); о действии бюджетного
законодательства Российской Федерации во времени (ст. 5); о бюджетном кредите,
субсидиях и субвенциях юридическим лицам, не являющимся государственными или
муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также
гражданам - предпринимателям (статьи 76 и 78); о государственных и
муниципальных гарантиях (ст. 115); о полномочиях Министерства финансов
Российской Федерации в бюджетном процессе; о правах получателей бюджетных
средств при исполнении бюджета (ст. 238); об иммунитете бюджетов (ст. 239); об
очередности списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов
получателей бюджетных средств (ст. 255); об ответственности за нарушение
бюджетного законодательства (статьи 281 - 306). Рекомендуется также обратить
внимание на нормы Кодекса, касающиеся представления интересов казны Российской
Федерации в суде и выплаты средств по исполнительным листам за счет казны
Российской Федерации (п. 10 ст. 158).
Информируем также, что изучение Кодекса
планируется предусмотреть в программах обучения руководителей, судей и
специалистов арбитражных судов в Российской академии государственной службы при
Президенте Российской Федерации и в Академии народного хозяйства при
Правительстве Российской Федерации.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В. БОЙКОВ