ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 28 октября 1998 г. N С3-7/УЗ-819
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ
"О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
В порядке информации сообщаем, что
Государственной Думой 16 сентября 1998 г. принят Федеральный закон "О
лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон).
Закон подписан Президентом Российской
Федерации 25 октября 1998 г. (N 158-ФЗ) и вступил в силу со дня его
официального опубликования в "Российской газете" N 188 от 3 октября
1998 г.
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации рекомендует обратить внимание на следующие его положения.
1. Федеральный закон распространяется на
органы государственной власти, местного самоуправления, юридические лица и
индивидуальных предпринимателей, регулирует отношения, возникающие в связи с
осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на
обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования,
при урегулировании и защите прав граждан, нравственности, здоровья, обеспечении
обороны, безопасности государства, а также на установление правовых основ
единого рынка (п. 1 ст. 1).
2. Действие Закона не распространяется на
внешнеторговую деятельность, таможенную деятельность, деятельность по охране
окружающей среды, деятельность, связанную с использованием природных ресурсов,
и на отношения, возникающие в связи с использованием результатов
интеллектуальной деятельности (п. 2 ст. 1).
3. Одним из основных принципов
лицензирования, определенных в статье 3 Закона, является утверждение единого
перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на
территории Российской Федерации. При этом статьей 18 Закона установлено, что со
дня вступления в силу настоящего Федерального закона введение лицензирования
иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений и дополнений в
установленный Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление
которых требуются лицензии. Перечень конкретных видов деятельности, на
осуществление которых требуются лицензии, содержится в главе III Федерального
закона.
Виды деятельности, не включенные в
перечень, осуществляются со дня вступления Закона в силу без лицензии, за
исключением случаев, если лицензирование указанных видов деятельности
проводится в соответствии с иными федеральными законами, вступившими в силу до
дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Определено также, что установленный
Законом порядок лицензирования отдельных видов деятельности не распространяется
на порядок лицензирования конкретных видов деятельности, лицензирование которых
установлено вступившими в силу до дня вступления в силу Федерального закона
иными федеральными законами (п. 3 ст. 19 Закона).
4. Осуществлению лицензирования посвящена
глава II Закона. Регулируются вопросы действия лицензии (ст. 7); срока действия
лицензии (ст. 8); лицензионных требований и условий (ст. 9); принятия решения о
выдаче лицензии (ст. 10); приостановления действия и аннулирования лицензии
(ст. 13) и др.
Так, в пункте 3 статьи 13 Закона
установлено, в частности, что лицензия может быть аннулирована решением суда на
основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа
государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с
подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие
лицензии до вступления в силу решения суда. Этой же нормой Закона предусмотрен
перечень оснований для аннулирования лицензии.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.В.ВИТРЯНСКИЙ