ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 января 1999 г. N С1-7/УП-61
О ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 20.12.98 N 1529 утвержден план действий по реализации документа
"О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка
Российской Федерации по стабилизации социально - экономического положения в
стране" (опубликовано в "Российской газете" 05.01.99 N 1).
В числе мероприятий названного плана
предусмотрено впредь до завершения реструктуризации просроченной задолженности
приостановить подачу заявлений о признании несостоятельными организаций, имеющих
задолженность перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами.
Подготовка соответствующего решения
Правительства Российской Федерации возложена на ФСДН России, Мингосимущество
России, Министерство по налогам и сборам Российской Федерации, Минюст России.
Как показывает изучение имеющихся данных,
количество заявлений о несостоятельности, поступающих в арбитражные суды, за
последнее время резко возросло. Среди них значительную долю составляют
обращения в связи с долгами перед государством организаций топливно -
энергетического комплекса, предприятий оборонной промышленности.
В связи с этим и учитывая принятие
Правительством указанного выше Постановления, Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации считает необходимым рекомендовать арбитражным судам следующее:
- при поступлении заявлений о признании
банкротами организаций, имеющих задолженность перед бюджетами и
государственными внебюджетными фондами, в порядке подготовки дел к судебному
разбирательству предлагать вышестоящим по отношению к заявителям органам
представить сведения, подтверждающие обоснованность требований заявителей;
- активнее использовать полномочия в
части принятия мер к примирению должника и кредиторов и достижению ими мирового
соглашения;
- тщательно исследовать возможности
должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, в том числе в
связи с находящимися в производстве делами по искам должников к своим
контрагентам;
- особое внимание обращать на
предлагаемые кредиторами кандидатуры арбитражных управляющих, имея в виду не
только соответствие их требованиям, предусмотренным законом (статья 19
Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"), но и опыт
предыдущей работы, наличие или отсутствие личной заинтересованности в процедуре
банкротства должника и т.д.;
- избегать поспешности и формализма при
введении той или иной процедуры банкротства, учитывать социально -
экономические последствия банкротства организации;
- иметь в виду, что процедура банкротства
может использоваться в целях передела собственности, устранения конкурента, в
связи с чем необходимо тщательно исследовать конкретные обстоятельства по делу
с учетом требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Для сведения также сообщается.
Законопроект об особенностях банкротства
субъектов естественных монополий топливно - энергетического комплекса принят в
первом чтении Государственной Думой. Этот документ направлен арбитражным судам
(см. письмо от 05.01.99 N С5-7/43-1).
Во исполнение поручения Президента
Российской Федерации от 10.11.98 Правительством Российской Федерации
разрабатывается проект закона об особенностях банкротства предприятий оборонно
- промышленного комплекса.
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации подготовил ряд предложений по совершенствованию Федерального закона
"О несостоятельности (банкротстве)" и направил их в Правительство
Российской Федерации.
Готовится информационное письмо с
ответами на конкретные, наиболее типичные вопросы судебной практики
рассмотрения дел о банкротстве, которое в ближайшее время будет направлено
арбитражным судам.
В.Ф.ЯКОВЛЕВ