ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 февраля 1999 г. No. С5-7/УЗ-164
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОМ
РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО
СПИРТА И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ"
Государственной Думой Федерального
Собрания Российской Федерации 17 декабря 1998 года принят Федеральный закон
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной
продукции" (далее - Закон). Закон подписан Президентом Российской
Федерации 7 января 1999 г. No. 18-ФЗ и опубликован в "Российской
газете" 19 января 1999 г. No. 9.
1. Действие Закона распространяется на
отношения, участниками которых являются юридические лица (организации)
независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, а также
граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже
алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункт 2 статьи 1 Закона).
При этом пунктом 3 статьи 1 Закона
предусмотрены виды деятельности, на которые действие Закона не
распространяется.
2. Основные понятия, используемые в целях
Закона, определяются в статье 2 (понятия этилового спирта, спиртосодержащей
продукции, промышленного производства этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции, оборота и др.).
Так, понятие оборота определяется как
закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и
розничная продажа.
3. В соответствии со статьей 4 Закона
государственная монополия на производство и (или) оборот этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации
может вводиться федеральным законом.
4. В главе II Закона предусмотрены
требования к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции.
Так, не допускается сдача в аренду
основного технологического оборудования для производства этилового спирта и
алкогольной продукции (пункт 6 статьи 8). Не допускаются действия, направленные
на уменьшение доли акций государства в общем объеме уставного капитала
акционерных обществ, осуществляющих деятельность по производству этилового
спирта (пункт 7 статьи 8 Закона).
Статья 9 Закона регулирует оборот
этилового спирта. В частности, закупка и поставка этилового спирта для
федеральных государственных нужд осуществляются на основании законодательства
Российской Федерации о поставках продукции для федеральных государственных нужд
организациями, имеющими оборудование для хранения и отпуска этилового спирта, а
также лаборатории контроля его качества (пункт 1).
Экспорт и импорт этилового спирта
осуществляются только унитарными предприятиями или хозяйственными обществами, в
которых государству принадлежит не менее 51% акций (долей) и которые имеют
соответствующие лицензии на осуществление такой деятельности (пункт 4).
Квоты на закупку этилового спирта
выдаются организациям при наличии предусмотренных Законом лицензий на
осуществление деятельности с использованием этилового спирта. Порядок
определения квот на закупку этилового спирта устанавливается Правительством
Российской Федерации (статья 10 Закона).
Статья 13 Закона регулирует экспорт и
импорт алкогольной продукции. Вывоз и ввоз на таможенную территорию Российской
Федерации алкогольной продукции осуществляется в порядке, предусмотренном
таможенным законодательством Российской Федерации, организациями, имеющими
лицензии на экспорт или импорт, хранение и поставки алкогольной продукции.
В соответствии со статьей 16 Закона
поставки и розничная продажа алкогольной продукции осуществляются
организациями. Индивидуальные предприниматели осуществляют розничную продажу
алкогольной продукции. Указанная деятельность осуществляется только при наличии
соответствующих лицензий.
5. Вопросы лицензирования деятельности по
производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции регламентируются главой III Закона. Порядок приостановления,
возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии
установлен в статье 20 Закона. При этом следует иметь в виду, что принятое
лицензирующим органом решение о приостановлении действия лицензии может быть
обжаловано в суд.
Лицензия на производство и оборот
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть
аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Законом
предусмотрены основания для аннулирования такой лицензии в судебном порядке.
До вступления решения суда в законную
силу лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии (пункт 3 статьи
20 Закона).
В соответствии со статьей 22 Закона
решение лицензирующего органа может быть обжаловано заявителем в лицензирующий
орган и (или) в суд.
6. Статья 26 Закона предусматривает
перечень ограничений в области производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности, запрещается заключение
договоров мены, если обмениваемым товаром является этиловый спирт, алкогольная
или спиртосодержащая продукция. Заключенные в таком случае договоры считаются
ничтожными.
Иные ограничения в области производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции могут
устанавливаться только федеральным законом.
7. Закон вводится в действие со дня его
официального опубликования. При этом предусмотрено, что абзац второй пункта 2
статьи 8 и абзац четвертый пункта 1 статьи 26 Закона вводятся в действие с 1
января 2000 года.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ