ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 июня 1999 г. No. С5-7/УЗ-661
О КОДЕКСЕ ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации информирует, что 30 апреля 1999 года Президентом Российской Федерации
подписан Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (No. 81-ФЗ),
который опубликован в "Российской газете" от 01.05.99 No. 85 и 05.05.99
No. 86.
Кодекс торгового мореплавания Российской
Федерации (далее - Кодекс) введен в действие с 1 мая 1999 года (ст. 428).
При этом предлагается обратить внимание
на отдельные положения Кодекса, изложенные в Приложении к настоящему письму.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ
Приложение
к письму
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
от 11 июня 1999 г. No. С5-7/УЗ-661
1. В пункте 2 статьи 1 предусмотрено, что
имущественные отношения возникающие из торгового мореплавания и основанные на
равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников,
регулируются названным Кодексом в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации. К имущественным отношениям, не регулируемым или не
полностью регулируемым данным Кодексом, применяются правила гражданского
законодательства Российской Федерации.
2. В соответствии со статьей 33 (п. 3)
регистрация судна в Государственном судовом реестре или судовой книге, права
собственности и иных вещных прав на судно, а также ограничений (обременений)
прав на него является единственным доказательством существования
зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном
порядке.
3. Глава VIII Кодекса посвящена договору
морской перевозки груза.
Так, в статье 115 (п. 1) определено, что
по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз,
который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его
управомоченному на получение груза лицу, отправитель или фрахтователь обязуется
уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
В параграфе 8 указанной главы
регулируются вопросы ответственности перевозчика, отправителя и фрахтователя.
4. В Кодексе определяются договор
морского агентирования (ст. 232), договор морского посредничества (ст. 240) и
договор морского страхования (ст. 246).
5. В главе XVIII Кодекса регламентируются
вопросы ответственности за ущерб от загрязнения с судов нефтью.
5.1. В статье 316, в частности,
предусмотрено, что собственник судна с момента инцидента или, если инцидент
состоит из ряда происшествий одного и того же происхождения, с момента первого
происшествия несет ответственность за любой ущерб от загрязнения, причиненный
судном в результате инцидента, за исключением случаев, предусмотренных статьями
317 и 318 Кодекса.
5.2. Предусмотрена возможность
ограничения ответственности собственника судна по отношению к одному инциденту
(ст. 320).
При этом установлено, что в целях
ограничения своей ответственности за ущерб от загрязнения в соответствии со
статьей 320 Кодекса собственник судна должен создать фонд ограничения
ответственности на общую сумму, равную пределу его ответственности, в суде или
арбитражном суде, в котором к нему предъявлен иск о возмещении ущерба от
загрязнения, либо, если такой иск не предъявлен, в суде, в которых иск может
быть предъявлен. Такой фонд может быть создан посредством внесения суммы в
депозит суда или арбитражного суда либо предоставления банковской гарантии или
иного финансового обеспечения, приемлемых в соответствии с законодательством
Российской Федерации и признаваемых достаточными судом или арбитражным судом
(п. 1 ст. 322).
5.3. В пункте 5 статьи 322 предусмотрено,
что в случае, если собственник судна после инцидента создал фонд ограничения
ответственности в соответствии со статьей 322 Кодекса и имеет право на
ограничение ответственности, то никакое лицо, требующее возмещения ущерба от
загрязнения, причиненного вследствие данного инцидента, не имеет права на
удовлетворение такого требования за счет какого-либо другого имущества
собственника судна. Суд или арбитражный суд в данном случае выносит
постановление об освобождении судна или иного принадлежащего собственнику судна
имущества, на которое наложен арест по требованию возмещения ущерба от
загрязнения, причиненного таким инцидентом, и также освобождает любой залог или
иное обеспечение, предоставленные для предотвращения такого ареста.
При этом правила, установленные в указанном
пункте, применяются в случае, если лицо, требующее возмещения ущерба от
загрязнения, имеет право на защиту в суде или арбитражном суде, которые
распоряжаются фондом ограничения ответственности, и такой фонд может быть
действительно использован для удовлетворения требования такого лица (часть 2 п.
5 ст. 322).
5.4. Согласно статье 325 Кодекса иск о
возмещении ущерба от загрязнения может быть предъявлен к собственнику судна
только в соответствии с правилами, установленными главой XVIII Кодекса.
Иск о возмещении ущерба от загрязнения
может быть предъявлен непосредственно к страховщику или к лицу, предоставившему
иное финансовое обеспечение ответственности собственника судна за ущерб от
загрязнения (п. 4 ст. 325).
6. Вопросы ответственности за ущерб в
связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ регламентируются в главе
XIX Кодекса.
6.1. Правила, установленные в данной
главе, применяются к требованиям возмещения ущерба, причиненного в связи с
морской перевозкой опасных и вредных веществ, за исключением требований,
вытекающих из договора морской перевозки груза и договора морской перевозки
пассажира (п. 1 ст. 326).
6.2. В статье 331 предусмотрена
возможность ограничения ответственности собственника судна.
В этих целях согласно статье 333
собственник судна должен создать фонд ограничения ответственности на общую
сумму, равную пределу его ответственности, в суде или арбитражном суде, в
которых к нему предъявлен иск о возмещении ущерба, либо, если такой иск не
предъявлен, в суде или арбитражном суде, в которых иск может быть предъявлен
(п. 1).
На таких же условиях может быть создан
фонд ограничения ответственности страховщиком или иным предоставившим
финансовое обеспечение лицом (п. 3).
7. Вопросам спасания судов и другого
имущества посвящена глава XX Кодекса.
7.1. Согласно статье 341 право на
вознаграждение дают спасательные операции, имевшие полезный результат.
7.2. Критерии установления вознаграждения
определены в статье 342. При этом предусмотрено, что суд, арбитражный суд или
третейский суд не обязан устанавливать вознаграждение согласно этой статье в
размере максимальной спасенной стоимости судна и другого имущества до
определения специальной компенсации, подлежащей уплате согласно статье 343
Кодекса.
7.3. В статье 351 Кодекса установлена
обязанность предоставить обеспечение требования спасателя.
Так, по просьбе спасателя лицо,
ответственное за уплату вознаграждения или специальной компенсации в
соответствии с правилами, установленными главой XX, предоставляет надлежащее
обеспечение требования спасателя, в том числе проценты и судебные или
арбитражные расходы (п. 1 ст. 351).
7.4. Согласно статье 352 Кодекса суд,
арбитражный суд или третейский суд может посредством вынесения промежуточного
решения постановить об уплате спасателю авансом такой суммы, которая
представляется справедливой и разумной, и на таких условиях (в том числе при
необходимости на условиях обеспечения требования), которые являются
справедливыми и разумными исходя из обстоятельств конкретного дела (п. 1).
8. Вопросы ограничения ответственности по
морским требованиям регулируются в главе XXI Кодекса.
8.1. В статье 354 определен круг лиц,
имеющих право на ограничение ответственности, а в статье 355 установлены
требования, по которым ответственность может быть установлена.
Определены и пределы ответственности (ст.
ст. 359, 360).
8.2. Вопросы создания фонда ограничения
ответственности в суде или арбитражном суде решаются в статье 363 Кодекса.
При этом в статье 364 установлено, что
все вопросы распределения фонда ограничения ответственности компетентен решать
только суд или арбитражный суд, в которых такой фонд создан.
8.3. Препятствия для других исков установлены
в статье 365 Кодекса.
9. Вопросы, связанные с морским залогом
на судно, ипотекой судна или строящегося судна, решаются в главе XXII Кодекса.
10. Особое место в Кодексе занимает глава
XXIII об аресте судна.
10.1. Для целей данной главы арестом судна
является любое задержание или ограничение в передвижении судна во время
нахождения его в пределах юрисдикции Российской Федерации, осуществляемые на
основании постановления суда, арбитражного суда или управомоченного законом
налагать арест третейского суда по морским делам для обеспечения морского
требования, как оно определено в статье 389 Кодекса, за исключением задержания
судна, осуществляемого для приведения в исполнение решения суда, арбитражного
суда или третейского суда, вступившего в законную силу (п. 1 ст. 388).
При этом установлено, что судно может
быть арестовано только по морскому требованию (п. 2 ст. 388) и может быть
арестовано даже тогда, когда оно готово отплыть (п. 3 ст. 388).
10.2. Определение морского требования
дано в статье 389 Кодекса.
10.3. Судно может быть освобождено от
ареста только на основании постановления суда, арбитражного суда или указанного
в пункте 1 статьи 388 Кодекса третейского суда при предоставлении достаточного
обеспечения в приемлемой форме (п. 1 ст. 391).
При отсутствии соглашения сторон о форме
и размере обеспечения суд, арбитражный суд или указанный в пункте 1 статьи 388
Кодекса третейский суд определяет форму обеспечения, а также размер
обеспечения, который не должен превышать стоимости судна (п. 2 ст. 391).
10.4. В статье 393 Кодекса определены
меры защиты владельца арестованного судна.
В частности, предусмотрено, что суд,
арбитражный суд или указанный в пункте 1 статьи 388 Кодекса третейский суд
может в качестве условия ареста судна или продления ранее наложенного ареста
судна обязать лицо, требующее ареста судна или продления ареста судна,
предоставить обеспечение в размере и на условиях, которые могут быть определены
судом, арбитражным судом или указанным в пункте 1 статьи 388 Кодекса третейским
судом, в связи с любыми убытками, которые могут быть причинены в результате
ареста судна, в том числе в результате незаконного или необоснованного ареста
судна либо требования и получения чрезмерного по своему размеру обеспечения, и
за которые такое лицо может нести ответственность (п. 1 ст. 393).
11. Глава XXV Кодекса посвящена
претензиям и искам, а также исковой давности.
11.1. Обстоятельства, которые могут
служить основанием для ответственности перевозчиков, отправителей, получателей
и пассажиров, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы. В
иностранных портах указанные обстоятельства удостоверяются в соответствии с
правилами, существующими в данном порту (п. 1 ст. 402).
11.2. До предъявления перевозчику иска в
связи с перевозкой груза в каботаже обязательным является предъявление
перевозчику претензии (п. 1 ст. 403).
11.3. Передача права на предъявление
претензий и исков другим организациям или гражданам не допускается, за
исключением случаев передачи такого права отправителем получателю или наоборот,
а также отправителем или получателем экспедитору либо страховщику (п. 1 ст.
404).
11.4. Порядок предъявления претензии
определяется в статье 405 Кодекса.
11.5. Претензия к перевозчику, вытекающая
из договора морской перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока
исковой давности (ст. 406).
Со дня предъявления такой претензии
течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на
претензию или истечения установленного для ответа срока (п. 2 ст. 407).
Перевозчик обязан рассмотреть претензию,
вытекающую из договора морской перевозки груза, в течение тридцати дней со дня
ее получения и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее (п. 1
ст. 407).
11.6. Сроки исковой давности в отношении
различных требований и порядок их исчисления определяются в параграфе 2 данной
главы.
12. В статье 414 Кодекса определяется
право, подлежащее применению к отношениям, возникающим из торгового
мореплавания с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц
либо осложненным иностранным элементом.
В главе XXVI Кодекса решаются и другие
вопросы, касающиеся применимого права.
13. Согласно статье 429 Кодекса правила,
установленные этим Кодексом, применяются к отношениям, возникшим из торгового
мореплавания после введения его в действие.
К отношениям, возникшим из торгового
мореплавания до введения в действие Кодекса, правила, установленные этим
Кодексом, применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после
введения его в действие.