ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 6 августа 1999 г. No. С5-7/УЗ-894
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "ОБ ЭКСПОРТНОМ КОНТРОЛЕ"
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации информирует, что 22 июня 1999 г. Государственной Думой принят
Федеральный закон "Об экспортном контроле" (далее - Закон), который
18 июля 1999 г. подписан Президентом Российской Федерации (No. 183-ФЗ),
опубликован в "Российской газете" от 29 июля 1999 г. No. 146 и
вступил в силу со дня его официального опубликования.
Предлагается обратить внимание на
следующие положения Закона.
1. Закон устанавливает принципы
осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов
государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а
также определяет права, обязанности и ответственность участников
внешнеэкономической деятельности.
2. Под экспортным контролем понимается
комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного названным Законом,
другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении
товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности,
которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения,
средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (ст. 1).
3. Согласно статье 7 Закона экспортный
контроль осуществляется посредством методов правового регулирования
внешнеэкономической деятельности, включающих в себя: идентификацию
контролируемых товаров, разрешительный порядок осуществления
внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями,
таможенный контроль и таможенное оформление вывоза контролируемых товаров и
технологий из Российской Федерации, валютный контроль, применение мер
государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших
установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности.
4. В главе II Закона устанавливаются
правовые основы организации экспортного контроля и полномочия соответствующих
государственных органов в области экспортного контроля.
5. Требования к внешнеэкономическим
сделкам с контролируемыми товарами и технологиями установлены в статье 18.
В частности, в Законе установлено, что
внешнеэкономические сделки, предусматривающие передачу контролируемых товаров и
технологий иностранному лицу, должны совершаться при наличии письменного
обязательства иностранного лица о том, что указанные товары и технологии не
будут использоваться в целях создания оружия массового поражения и средств его
доставки.
6. Законом установлено, что осуществление
внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями подлежит
лицензированию (ст. 19).
7. Внешнеэкономические сделки с товарами,
информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на
которые в соответствии со статьями 6 и 20 Закона распространяется экспортный
контроль, подлежат государственной экспертизе.
Результаты государственной экспертизы
являются основанием для выдачи либо отказа в выдаче лицензии или разрешения,
предусмотренных статьями 19 и 20 Закона (ст. 21).
8. Согласно пункту 6 статьи 22 лицензия
или разрешение могут быть аннулированы без предварительного уведомления либо их
действие может быть приостановлено государственным органом, которым указанные
документы были выданы, в предусмотренных в этом пункте случаях.
9. В главе VI регулируются вопросы
ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области
экспортного контроля.
Так, в статье 32 предусмотрено, что
организации, нарушившие законодательство Российской Федерации в области
экспортного контроля, могут быть подвергнуты штрафу.
За правонарушения, предусмотренные частями
первой, второй или третьей статьи 30 Закона, налагается штраф в размере
стоимости товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной
деятельности, явившихся непосредственными объектами указанных правонарушений.
За правонарушения, предусмотренные
частями четвертой или пятой статьи 30 Закона, налагается штраф в размере
стократного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством
Российской Федерации на момент наложения штрафа.
Взыскание указанных в статье 32 Закона
сумм штрафов производится специально уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти в области экспортного контроля.
В случае правонарушения, предусмотренного
частями первой, второй или третьей статьи 30 Закона, повлекшего за собой
причинение существенного ущерба политическим и экономическим интересам
Российской Федерации, обороне страны и безопасности государства либо
совершенного повторно, организация может быть лишена права заниматься
отдельными видами внешнеэкономической деятельности на срок до трех лет.
Решение о лишении организации права
заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности принимается
Правительством Российской Федерации по представлению межведомственного
координационного органа по экспортному контролю.
В статье 33 предусмотрено, что решения и
действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их
должностных лиц при осуществлении экспортного контроля могут быть обжалованы в
суд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ