ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 октября 1999 г. N С5-7/УЗ-1132
О ПОСТАНОВЛЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 9 СЕНТЯБРЯ 1999 ГОДА N 1024 "О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ПРИВАТИЗАЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации в порядке информации сообщает, что Постановлением Правительства
Российской Федерации от 9 сентября 1999 года N 1024 одобрена Концепция
управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации.
Указанное Постановление опубликовано в
Собрании законодательства Российской Федерации, 1999, N 39, ст. 4626.
При этом предлагается обратить внимание
на следующие положения Концепции управления государственным имуществом и
приватизации в Российской Федерации (далее - Концепция).
1. Государственный сектор экономики
определен в Концепции как совокупность экономических отношений, связанных с
использованием государственного имущества, закрепленного за федеральными
государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления, государственными учреждениями,
государственной казны Российской Федерации, а также имущественных прав
Российской Федерации, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях (за
исключением государственного имущества, вовлекаемого в соответствии с
законодательством Российской Федерации в бюджетный процесс).
2. Усиление роли государства в
регулировании экономики связывается в Концепции, в частности, с созданием
жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за
государственной собственностью, а также с установлением мер ответственности
федеральных органов исполнительной власти за реализацию предоставленных им
полномочий по управлению и распоряжению государственным имуществом (п. 1,
раздел I).
3. Концепция увязывает эффективность
управления унитарными предприятиями и учреждениями с поступлением
дополнительных доходов в федеральный бюджет от коммерческого использования
имущества, высвобождаемого в результате реорганизации унитарных предприятий и
учреждений, а также вследствие получения части прибыли предприятий; со
снижением цен на определенные виды товаров и услуг; с сокращением количества
унитарных предприятий и учреждений, со снижением расходов федерального бюджета
на их содержание, снижением издержек производства, улучшением финансово -
экономических результатов деятельности оставшихся унитарных предприятий и
учреждений (п. 2, раздел I).
4. В числе подходов к управлению акциями
(долями), принадлежащими Российской Федерации, называется непосредственное
принятие государственными органами решений о распоряжении акциями и
имущественными правами, принятии решений об участии в хозяйственных
товариществах и обществах.
При этом особое место отводится системе
взаимоотношений с управляющими (в Концепции под ними понимаются руководители
унитарных предприятий, учреждений, представители государства в органах
управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие
государственным имуществом, управляющие компаний - п. 1, раздел I).
Приоритетным здесь рассматривается
привлечение в качестве доверительных управляющих и управляющих компаний
юридических лиц, имеющих в штате аттестованных специалистов, а также опыт
соответствующей деятельности, безупречную деловую репутацию и предоставляющих
надежное обеспечение выполнения своих обязательств в сфере управления.
В качестве условия назначения
государственных служащих представителями в хозяйственные товарищества и
общества называется наличие обоснования такого назначения (экономия ресурсов по
управлению, в целях безопасности) (п. 3, раздел I).
5. В Концепции обозначены подходы к
управлению недвижимостью исходя из того, что в настоящее время доходы, получаемые
от использования недвижимости, значительно отстают от сложившихся рыночных
показателей.
При этом предусмотрено, что основным
объектом управления должен стать комплексный объект, состоящий из земельного
участка (или его доли) и всех связанных с ним зданий, сооружений (или их
частей) (п. 4, раздел I).
6. В Концепции сформулирована цель
государственной политики в области приватизации - кардинальное повышение
эффективности функционирования российских предприятий и народнохозяйственного
комплекса в целом.
При этом предусмотрено, что нормативная
правовая база, режим и методы регулирования процессов приватизации должны быть
едины на всей территории Российской Федерации (п. 1, раздел II).
7. В качестве цели государственного
контроля за ходом проведения приватизации называется уменьшение рисков в
отношении использования государственного имущества, безусловная реализация
новыми собственниками инвестиционных и социальных обязательств, гарантированное
получение средств от приватизации в планируемых объемах и в установленные сроки
(п. 4, раздел II).
8. В Концепции подчеркивается
необходимость отдельного рассмотрения вопроса банкротства предприятий в рамках
системы управления государственным имуществом.
В частности, отмечается, что участие
государства как кредитора в процедурах банкротства должно быть направлено на
осуществление реструктуризации предприятий, привлечение эффективных
собственников, достижение долгосрочных целей повышения эффективности
предприятий в ущерб фискальным краткосрочным интересам (заключение).
9. К Концепции прилагается план
подготовки нормативных правовых актов по вопросам ее реализации, включающий в
себя в том числе и подготовку федеральных законов (п. п. 16, 17 плана).
Представляется, что в работе по
совершенствованию законодательства по вопросам, предусмотренным в Концепции,
могли бы принять участие и арбитражные суды, исходя из их полномочий,
установленных в Федеральном конституционном законе "Об арбитражных судах в
Российской Федерации" (ст. ст. 26, 36), и с учетом материалов судебной
арбитражной практики.
О.В.БОЙКОВ