ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 3 февраля 2000 г. No. С5-7/УЗ-101
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О ГОСУДАРСТВЕННОМ
ЗЕМЕЛЬНОМ КАДАСТРЕ"
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации информирует, что 24 ноября 1999 г. Государственной Думой принят
Федеральный закон "О государственном земельном кадастре" (далее -
Закон), который 2 января 2000 г. подписан Президентом Российской Федерации (No.
28-ФЗ) и опубликован в "Российской газете" от 10 января 2000 г. No.
5.
При этом предлагается обратить внимание
на некоторые положения названного Закона.
1. Закон регулирует отношения,
возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного
кадастра и при использовании его сведений (ст. 23 Закона).
2. В статье 1 даются основные понятия,
которые используются в целях настоящего Закона. В частности, государственный
земельный кадастр определен как систематизированный свод документированных
сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового
учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом
положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и
наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими
земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного
кадастра).
Установлено также, что государственный
кадастровый учет земельных участков - это описание и индивидуализация в Едином
государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый
земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно
выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и
экономическую оценки.
Государственный кадастровый учет
земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку
кадастрового номера.
3. В соответствии со статьей 7 Закона
государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные
на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю,
целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.
При этом следует иметь в виду, что
государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в
установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу
настоящего Федерального закона, является юридически действительным.
4. Законом определено, что сведения
государственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключением
сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории
ограниченного доступа (ст. 8).
Сведения об определенном земельном
участке предоставляются бесплатно, в частности судам, имеющим в производстве
дела, связанные с данным земельным участком, с оплатой ими стоимости копирования
и доставки предоставляемых сведений (ст. 22).
5. Законом установлено, что Единый
государственный реестр земель содержит сведения о существующих и прекративших
существование земельных участках. Моментом возникновения или моментом
прекращения существования земельного участка как объекта государственного
кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения
соответствующей записи в Единый государственный реестр земель (ст. 14).
6. В главе IV Закона регулируются
вопросы, относящиеся к ведению государственного земельного кадастра.
Установлено, что документирование
сведений государственного земельного кадастра осуществляется на бумажных и
(или) электронных носителях, приоритет имеют сведения, записанные на бумажных
носителях, если иное не установлено Федеральным законом (п. 6 ст. 17).
В статье 20 определены основания
приостановления проведения и отказа в проведении государственного кадастрового
учета земельных участков. Предусмотрено, что отказ в проведении
государственного кадастрового учета земельных участков или уклонение
соответствующего органа от проведения государственного кадастрового учета
земельных участков могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд,
арбитражный суд.
В статье 21 регулируются вопросы
исправления технических ошибок, допущенных при ведении государственного
земельного кадастра. В частности, в случаях, если существуют основания
полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред либо нарушить
законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые
полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре,
такое исправление осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда.
7. Закон, согласно его статье 26,
вводится в действие через шесть месяцев после его официального опубликования и
применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
По правоотношениям, возникшим до введения
его в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут
после введения его в действие.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ