ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 октября 2000 г. No. С1-7/УЗ-1121
О ДОКТРИНЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации в порядке информации сообщает, что Президентом Российской Федерации
утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации
(09.09.2000 No. Пр-1895), которая опубликована в "Российской газете"
от 28.09.2000 No. 187.
Доктрина информационной безопасности
Российской Федерации (далее - Доктрина) представляет собой совокупность
официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления
обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. В этой связи
предлагается обратить внимание на некоторые положения Доктрины, представляющие
особую значимость для деятельности арбитражных судов.
1. Информационная безопасность Российской
Федерации понимается в Доктрине как состояние защищенности национальных
интересов Российской Федерации в информационной сфере, определяющихся
совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Определяется содержание интересов
личности, общества и государства в информационной сфере. При этом в качестве
составляющей части этих интересов называется обеспечение права на доступ к
информации, на использование информации в интересах осуществления не
запрещенной законом деятельности (пункт 1 раздела I).
2. В Доктрине выделяются четыре основные
составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной
сфере:
соблюдение конституционных прав и свобод
человека и гражданина в области получения информации и пользования ею;
информационное обеспечение
государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до
российской и международной общественности достоверной информации о
государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по
социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением
доступа граждан к открытым государственным и информационным ресурсам;
развитие современных информационных
технологий, отечественной индустрии информации и т.п.;
защита информационных ресурсов от
несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных
систем (пункт 1 раздела I).
3. Доктрина называет в числе угроз
информационной безопасности Российской Федерации угрозы конституционным правам
и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной
деятельности, среди которых, в частности, выделяются:
создание монополий на формирование,
получение и распространение информации в Российской Федерации;
нерациональное, чрезмерное ограничение
доступа к общественно необходимой информации;
неисполнение требований федерального законодательства,
регулирующего отношения в информационной сфере;
неправомерное ограничение доступа граждан
к открытым информационным ресурсам органов государственной власти, органов
местного самоуправления, к открытым архивным материалам, к другой открытой
социально значимой информации;
манипулирование информацией
(дезинформация, сокрытие или искажение информации) и др. (пункт 2 раздела I).
При этом среди источников угроз
информационной безопасности называется и отставание России от ведущих стран
мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти и
других органов и сфер деятельности (пункт 3 раздела I).
4. Особое место в Доктрине отводится
особенностям обеспечения информационной безопасности в сфере экономики,
играющего ключевую роль в обеспечении национальной безопасности Российской
Федерации (пункт 6 раздела II).
При этом отмечается, что недостаточность
нормативной базы, определяющей ответственность хозяйствующих субъектов за
недостоверность или сокрытие сведений об их коммерческой деятельности, о
потребительских свойствах производимых ими товаров и услуг, о результатах их
хозяйственной деятельности, об инвестициях и тому подобном, препятствует
нормальному функционированию хозяйствующих субъектов. В то же время
существенный экономический ущерб хозяйствующим субъектам может быть нанесен
вследствие разглашения информации, содержащей коммерческую тайну.
5. В Доктрине определяются и некоторые
особенности обеспечения информационной безопасности в судебной сфере (пункт 6
раздела II).
К наиболее важным объектам обеспечения
такой безопасности относятся информационные ресурсы судебных органов,
содержащие специальные сведения и оперативные данные служебного характера.
При этом среди специфических методов и
средств обеспечения информационной безопасности в судебной сфере называются в
качестве главных создание защищенной многоуровневой системы интегрированных
банков данных справочного и статистического характера, а также повышение уровня
профессиональной и специальной подготовки пользователей информационных систем.
6. В Доктрине сформулированы основные
положения государственной политики обеспечения информационной безопасности
Российской Федерации (пункт 8 раздела III).
В качестве приоритетного направления
такой политики называется правовое обеспечение информационной безопасности,
которое должно базироваться, прежде всего, на соблюдении принципов законности и
баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере.
7. Органы судебной власти, как это
предусмотрено в Доктрине, являются одним из основных элементов организационной
основы системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. В
их задачи входит осуществление правосудия и обеспечение судебной защиты граждан
и общественных объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по
обеспечению информационной безопасности Российской Федерации (пункт 11 раздела
III).
Настоящая информация направляется для
использования в организации работы арбитражных судов по реализации
процессуальных принципов гласности разбирательства дел, публичности принимаемых
судебных актов, а также по информационному обеспечению деятельности судов.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ