ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 6 июля 1993 г. No. С-13/ОСЗ-214
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ЗАКОНА "О ЗЕРНЕ"
Верховным Советом Российской Федерации 14
мая 1993 г. принят Закон Российской Федерации No. 4973-I "О зерне",
введенный в действие со дня опубликования (опубликован в "Российской
газете" от 29.05.93 No. 102).
1. Закон направлен на полное
удовлетворение потребностей Российской Федерации в продовольственном, фуражном
и семенном зерне за счет собственного производства на основе максимального
сочетания интересов производителей зерна и государства. Зерно является
национальным достоянием Российской Федерации, одним из основных факторов
устойчивости ее экономики. Государство поддерживает производителей зерна
целенаправленной льготной инвестиционной, ценовой, кредитной и налоговой
политикой.
2. На основании статьи 4 Закона
государство гарантирует производителям зерна закупку всего предъявленного к
реализации зерна и и продуктов его переработки, при этом особо выделяется и
сохраняется экологически чистое зерно для производства продуктов детского
питания.
3. В целях обеспечения потребностей
Российской Федерации в продовольственном, фуражном и семенном зерне Законом
предусмотрено создание федерального фонда зерна и региональных фондов зерна
республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных
округов, краев, областей.
4. В целях организации работы по закупке
и поставке зерна в федеральный фонд Правительство Российской Федерации
определяет государственного заказчика, статус, функции и полномочия которого
устанавливаются специальными положениями.
Государственный заказчик может на
конкурсной основе передавать органам исполнительной власти, предприятиям,
учреждениям и организациям выполнение части своих функций по формированию и
размещению заказов на закупку и поставку зерна в федеральный фонд с выдачей им
государственных лицензий.
Государственный заказчик несет
ответственность за обеспечение объемов федерального фонда зерна.
5. Для закупки и поставки зерна в
региональные фонды зерна органами исполнительной власти республик в составе
Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей
определяются региональные заказчики, наделенные правом передавать на конкурсной
основе часть своих полномочий предприятиям, учреждениям и организациям с
выдачей им лицензий.
6. В соответствии со статьей 3 Закона
производители зерна реализуют его по договорным ценам государственным и
региональным заказчикам, а также на рынке зерна.
7. Производители зерна заключают
контракты с государственным или региональным заказчиком на поставку зерна или
продуктов его переработки в федеральный либо региональный фонды зерна.
8. Правительство Российской Федерации,
органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации,
автономной области, автономных округов, краев, областей гарантируют
производителям зерна авансовую оплату в размере не менее 40 процентов стоимости
законтрактованного объема поставок зерна и семян по нижнему гарантированному
уровню закупочных цен.
В целях предоставления дополнительных
кредитов производителям зерна государство организует и поддерживает систему
залога зерна. Залог зерна осуществляется в соответствии с Законом Российской
Федерации "О залоге". Производители зерна участвуют в залоговых
операциях на добровольной основе.
9. Правительство Российской Федерации,
органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной
области, автономных округов, краев, областей могут устанавливать дополнительные
меры по материально-ресурсному стимулированию производителей зерна к продаже
его в соответствующие фонды.
10. В случае невыполнения контракта в
установленный срок, по объемам поставок зерна либо по оговоренным
обязательствам (за исключением случаев стихийных бедствий) виновная сторона
уплачивает пострадавшей неустойку в размере 50 процентов от стоимости
недопоставленной продукции либо от стоимости оговоренных контрактом обязательств.
При невыполнении обязательств по
контракту, кроме уплаты неустойки, пострадавшей стороне возмещаются убытки в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Глава IV Закона содержит нормы,
регулирующие рынок зерна.
Государство содействует становлению и
развитию рынка зерна, осуществляет регулирование отношений в торгово-закупочных
операциях с зерном.
Правительство Российской Федерации,
органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации,
автономной области, автономных округов, краев, областей устанавливают порядок
выдачи и аннулирования лицензий на осуществление закупок, хранения, переработки
зерна и торговли зерном.
Лицензии на осуществление
торгово-закупочных операций с зерном выдаются на основе заранее определенных, а
также возможных дополнительных условий, способствующих развитию торговли и
производства зерна.
Лицензия не может быть выдана до тех пор,
пока обратившееся за ней лицо не докажет финансовую и производственную
возможность обеспечить выполнение заранее определенных и дополнительно
устанавливаемых условий.
Каждый лицензиат до начала
сельскохозяйственного года согласовывает в установленном Правительством
Российской Федерации порядке максимальные размеры оплаты за предоставляемые
услуги, связанные с приемкой, хранением и переработкой зерна.
12. Арбитражным судам следует иметь в
виду, что споры о понуждении поставщиков заключить контракт с государственным
заказчиком на закупку зерна не подлежат рассмотрению в арбитражных судах.
Возникшие при заключении государственного
контракта разногласия по отдельным условиям контракта о принятии заказа на
поставку зерна подлежат рассмотрению арбитражными судами в соответствии со
статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф. ЯКОВЛЕВ